Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
Последовательного и внимательного читателя давно беспокоит вопрос — если большевики отказались от всех традиционных русских правил, от всех норм и ценностей, на чем же они основывали и выстраивали свое государство? Что же стало интегратором этой красной "бесовщины", о которой предупреждал провидец Ф.М. Достоевский? Ведь еще в начале книги я показал, что всякое социальное сообщество — это объединение людей, разделяющих единую систему ценностей. Кирпичная стена, скрепленная цементом, моментально распадется, если цемент вдруг превратится в песок. Так же и общество, отказавшееся от своих скреп-ценностей, неизбежно разрушится и развалится. Так какие же ценности формировали будущий "советский народ"? Перейдем к ответу на этот очень важный вопрос... Чтобы найти решение, нам предстоит соотнести друг с другом, определить и прояснить несколько важных понятий:
— национальная и российская или русская идея (эту тему мы подробно проанализировали);
— идентичность или самобытность (эти термины объяснить и понять несложно);
— идеология, особенно важно будет разобраться с понятием тоталитарная, государственная или коммунистическая идеология (смысл этого важнейшего понятия вообще никем не раскрыт).
* * *
Еще до того, как в 1862 году Ф.М. Достоевский ввел в общественный оборот термин "Русская идея", наши публицисты и социальные исследователи задумывались над этой проблемой, изначально они использовали термин "самобытность". Это слово является фактически синонимом понятия "идентичность", которое сегодня регулярно присутствует в западном научном и публицистическом дискурсе.
Идентичность можно определить как совокупность всех характеристик, присущих данному объекту (или субъекту). Если вы встречаете человека, которого много лет не видели со словами — "ну, ты совсем не изменился", то то же самое на "птичьем", но иногда полезном и даже необходимом языке науки можно описать другими словами — "ты сохранил свою идентичность"... Конечно, любое образование, включая и нас, уважаемые единомышленники и оппоненты, меняется непрерывно. Поэтому в любой момент может возникнуть вопрос — а мы все-таки те же или мы уже другие? "Горбачев вернулся в другую страну", как писал журналист 23 августа 1991 года, или — в ту же самую и т.д. и т.п.? Не буду погружаться в подробности, я только хочу показать, что термин "идентичность" работает не особенно четко и не очень точно. С его использованием могут возникать проблемы. Но пока повторю дефиницию: самобытность или идентичность — это совокупность всех характеристик, присущих исследуемому образованию.
Про Русскую идею еще раз сделаю уточнение. Я писал об этом в самом начале книги, но повторю, может быть, кто-то не читал или забыл. Те, кто сегодня считают себя русскими, еще в начале 20-го века назывались великороссами. Русскими называли всех жителей империи. Приход большевиков и здесь внес путаницу. Поэтому всякий раз, когда я пишу — русская идея, я имею в виду общероссийскую, общенациональную систему ценностей.
Продолжим. "Национальная идея" — понятие более удобное и более точное для научного анализа, чем "идентичность", потому, что здесь речь идет о главных и вполне конкретных характеристиках изучаемого социума. Эти характеристики, используя определенную научную методику, можно выделить, выявить, перечислить и точно назвать. А вот ответ на вопрос, сохранил ли народ свою самобытность (т.е. всю совокупность его качеств и свойств), часто оказывается размытым, дать точный ответ на такой вопрос невозможно. Для науки это не годится, ибо ответ, целиком зависящий от субъективной позиции и личной точки зрения исследователя, теряет статус научного. Повторю, термин национальная идея — строгий и точный. Работать с ним удобней.
Возникает вопрос — почему же сегодня в Германии, Дании, Франции и т.д. никто не говорит о национальной идее? Отвечаю — это отдаленное следствие ВМВ. ...Гитлеровский нацизм был теснейшим образом связан с термином "нацидея", который звучал и повторялся в пропаганде Третьего Рейха непрерывно. В результате в ходе денацификации этот концепт попал под запрет и был вычеркнут из словоупотребления. Но ведь Россия, как известно, нацизмом не болела, само по себе словосочетание "нацидея" ни в чем не виновато, и вдобавок мы вкладываем в него смысл, не имеющий никакого отношения к национал-социализму. Значит, нам не стоит отказываться от этого понятия, просто надо вкладывать в него правильное содержание!
Ну а теперь про идеологию.
Об особенностях термина. Понятие "коммунистическая идеология" было самым частотным термином советской пропаганды, но, и это само по себе любопытно, его смысл никто никогда не раскрывал. Есть много текстов, написанных апологетами исчезнувшего СССР. Сомнительные труды Ленина и Сталина можно и сегодня взять с полки и прочитать, но вот книги с названием "коммунистическая идеология" в СССР никогда не существовало. Невнятные объяснения в энциклопедиях дело не меняли.
Замечу, что существуют понятия, отражающие хорошо известные феномены в природе и обществе, которые, однако, очень немногим удается вразумительно объяснить. Попробуйте определить — что такое "время" или что такое "любовь"? Комидеология — термин особого типа. Комидеология создается авторитарно-тоталитарной властью тайно, искусственно и сознательно, и создается она именно для того, чтобы запутать и держать под контролем огромные массы людей, чтобы управлять большими человеческими сообществами.
Здесь ситуация похожа на соотношение формального и неформального коллектива. "Неформальный народ" объединяется порожденной им и его историей национальной идеей. А "формальный народ" — это неустойчивый продукт, сформированный авторитарно-тоталитарной властью с помощью выдуманной ею, искусственной и навязанной обществу системы правил и норм.
Создатели комидеологии никогда не раскрывали тайну ее устройства. Помню, в начале 80-х меня познакомили в Москве с исследователями из Франции, которые просили помочь в разгадывании этой загадки, но тогда я так и не смог им ничем помочь...
Когда и для чего была создана "комидеология" — ответ российской диссидентской науки по сей день остается неуслышанным... Начну с уточнения и сужения "пространства поиска". Поясню, что комидеология или госидеология не имеют ничего общего с просто идеологией, изученной и описанной немецким философом Карлом Мангеймом. Цифровая, либеральная, христианская или, например, мужская идеологии — это такие картины мира, где в центре, соответственно, оказываются — цифра, либерализм, христианство, мужчины... Сам факт соответствующего вида "-центризма" не скрывается, и изначально признается возможность многих других "видений мира". Коммунистическая идеология — это прежде всего тоталитарная картина мира, исключающая любые иные подходы и понимания реальности. Комидеология объявляет себя единственно верной, единственно научной, а навязанные ею мифы представляются как сакральные откровения, оспаривать которые могут только враги.
Еще два слова о неправильных трактовках. Нередко термины "коммунистическая идеология" и "коммунистическая идея" представляются как синонимы. Но такой подход ошибочен. На самом деле два эти концепта не просто разные, они взаимоисключающие. Иногда пишут, что комидеология — это как бы способ практической реализации коммунистической идеи, но и такая позиция не соответствует действительности...
Теперь — по сути. Итак, 100 лет назад большевики захватили Россию и удерживали ее 70 лет. (Ленин, лето 1918 — "Россия завоевана большевиками".) Как им это удалось? Если совсем коротко и про самое главное, ответ простой — народ заставили верить в то, что он строит самый передовой общественный строй — коммунизм.
Некоторые, увы, по сей день не поняли, что подобное утверждение не имело ничего общего с действительностью. Коммунизм (да, еще одно очень важное определение, но на сей раз, конечно, не мое!) — это социальная справедливость, т.е. система без эксплуатации человека человеком, когда "каждому — по труду и по потребностям". Но в СССР партгосаппарат — номенклатура — изначально перераспределял национальный доход исключительно в свою пользу, эксплуатация происходила в невиданных на Западе масштабах.
Вернемся к главному вопросу — про идеологию. Для поддержания мифа о комстроительстве партчиновники внедрили в жизнь всеобъемлющую, всеохватную цензуру: никакой текст не мог публиковаться в газете, ни одно письмо из-за рубежа не могло дойти до адресата, ни одна песня не могла быть исполнена по радио без предварительной секретной, разрешающей визы... Власти стремились прослушивать все телефонные разговоры, и даже просто разговоры... Тотальный контроль за всей циркулирующей в обществе информацией — важнейшая составляющая комидеологии.
А зачем был нужен этот контроль? Отвечаю. Допускались и проходили только такие сообщения, которые подтверждали (или, как минимум, не противоречили) мем — "мы строим коммунизм". Цензура работала на создание второй, не похожей на подлинную, ложной картины реальности, в кривом идеологическом зеркале жизнь в СССР выглядела как рай, на самом же деле для многих она была адом.
Следующий и самый главный вопрос — зачем или кому это было нужно? Коммунизм, не коммунизм, какая разница?
— Если страна строит "светлое будущее", значит руководители строительства — самые передовые люди на земле! И, значит, критики такой системы и ее руководителей — прямые враги народа и прогресса!
Подытожим. Госидеология — это большевицкий способ легитимации незаконной, номенклатурной власти. Комидеология — это и набор тайных, меняющихся правил, по которым происходила фальсификация реальности, и сама фальсифицированная картина реальности, выдаваемая за подлинную и правдивую. Идеология превращала миф о коммунизме в сакральный постулат, в который нужно верить, который нельзя обсуждать, которому нельзя возражать и который нельзя оспаривать.
В отличие от гармонизирующей и разумно иерархизирующей мир религии, открыто и честно построенной на вере, идеология строилась на сознательной, античеловечной лжи, выдаваемой за подлинную, научно доказанную истину. Ее внедрение исключало свободную дискуссию, политический плюрализм и многопартийность. Выборы в органы власти приобретали особый смысл. Они не определяли, какая политическая альтернатива и программа лучше, а демонстрировали единодушную поддержку "единственно верного учения".
Сегодня молодежь спрашивает — а были ли недовольные и несогласные? Да, были. С ними работала другая составляющая комидеологии... Если кто-то не принимал вколачиваемое в него "верное учение", да еще и открыто выражал свое недовольство, власть переходила от контроля над текстом к контролю над самим несогласным человеком. Сопротивляющихся уничтожали, отправляли в ГУЛАГ, в тюрьмы, в психбольницы и т.д.
"Коммунизм" в т.н. СССР строили довольно долго, миллионы людей погибли и пострадали...
Для тех, кому проведенные рассуждения показались слишком длинными и сложными, предлагаю краткое резюме.
Государственная коммунистическая идеология — это организованная властью тотальная цензура всей циркулирующей в государстве и обществе информации с целью поддержании мифа о строительстве коммунизма. Сохранение этого мифа было жизненно необходимо для поддержания власти номенклатуры, это был главный способ легитимации власти партгосчиновников. Второй составляющей комидеологии была уже не цензура текстов, а силовое подавление несогласных граждан. Тот, кто открыто не принимал вбиваемый пропагандой миф о коммунизме, подвергался притеснениям, физическому давлению или физическому уничтожению.
Введение, гласное или негласное, государственной идеологии-цензуры всегда, исключая период военного времени, демонстрирует и подтверждает несостоятельность данной государственной системы.
Добавлю, что главным вопросом, основным пунктом и целью всей советской квазигосударственности, как и всякой тоталитарно-авторитарной системы, был вопрос об удержании, о "неутрате" власти. Соответственно, самым опасным преступлением советский режим объявлял преступления против "нового строя", против коммунистической идеологии — основы этой власти. Сюда попадало все, что входило в широкое пространством между осью "отклонения от линии партии" и осью инакомыслия, самиздата, вооруженного сопротивления режиму и т.д.
Кому-то показалось, что теоретизирование и выстраивание дефиниций увело нас далеко в сторону? Уверяю, скоро все эти построения заработают и понадобятся, без них просто невозможно правильно понять события, последовавшие после октября 1917 года... Надеюсь, что возведенные абстрактные конструкции большинство читателей не восприняло как "пустое, схоластическое умствование", типичное для официальной социальной науки. Проведенные рассуждения, проведенная десакрализация госидеологии, а также выстроенная система координат помогут заинтересованной аудитории правильно сориентироваться и правильно оценить ту хронику событий, которую мы называем "советская история" и к которой мы теперь уже можем перейти...
Продолжение следует...