Продолжение. Начало тут, тут и тут.
От теории — к истории.
1.1. Начну опять со спора с оппонентами.
В последние годы и в России, и в некоторых соседних странах рождение Русского государства стали датировать не как прежде — 8–9-м веком, а веком 14–15-м, а то и 18-м. Так происходит в силу ряда причин. Многие историки в странах бывшего "ближнего зарубежья", с которыми жестко конфликтуют российские власти, стремятся представить русскую историю, приуменьшая ее роль и значение. Другая причина, еще более печальная, — это результат длительного угнетенного состояния национального самосознания в нашей собственной стране. Для большевиков, как известно, Россия была просто "хворостом в костре мировой революции". Поэтому у соотечественников целенаправленно формировалось презрительное отношение к собственной родине и к ее истории. Добавлю, что и сегодняшняя бюрократия никоим образом не стремится "воспеть и возвеличить" наше прошлое, если, конечно, речь не идет об СССР. Приведу в этой связи только один факт. В 2012 году Кремль объявил об официальном праздновании 1150-летия Руси. Однако намеченные по этому поводу в Великом Новгороде общегосударственные мероприятия президент в последний момент посетить отказался, и важнейшая дата нашей государственности прошла незамеченной... Вместо патриотизма в РФ формируется "путриотизм" и культ преданности власти, а не Отечеству.
И все-таки вернемся к вопросу — с каких времен "есть пошла" русская земля? Про 7 ноября все помнят, а когда начала формироваться Русь? Наши великие историки В. Ключевский и С. Соловьев начинают отсчет "с 8–9-го веков". В 1862 году император Александр II поставил в Великом Новгороде великолепный памятник 1000-летию Руси. Руководила страной с 862 года до 1598-го одна и та же династия Рюриковичей. Приведенных аргументов достаточно, чтобы утверждать — Русь существует без малого 12 веков.
Но проблему также нельзя упрощать, и сказанное необходимо уточнить: процесс формирования такого сложнейшего образования, как Российское государство, не укладывается в один десяток или в одну сотню лет. Период с 9-го до 14-го века — это в действительности целая эпоха формирования и становления нашего государства. В предлагаемой автором концепции этот период можно описать и определить как время, характеризующееся единой целью — поиск места для центра управления, поиск столицы. Это было время отчасти стихийного, отчасти осознанного стремления найти главную политическую точку, найти фундамент, откуда можно начать надежное выстраивание будущей страны и управление ею. Найти подходящее место удалось не сразу, его поиск продолжался до начала 14-го века. Заметим, что "остановки" на пути русского поиска имели свою логику и основания, они не происходили хаотично и произвольно. Отказываться от прежнего выбора и переходить к новому приходилось потому, что предыдущий город, как выяснялось, в чем-то не удовлетворял требованиям, предъявляемым к столице. Подчеркну и другое существенное обстоятельство. Никакие исторические испытания, выпавшие на долю наших предков, не смогли их заставить отказаться от решения своей стратегической задачи — создания собственного, независимого, эффективного государства.
Остановимся подробней на особенностях нашей первой эпохи — эпохи поиска центра.
1.2. Старая Ладога, начало пути.
862 год принято считать годом рождения русского государства. Почему 862-й? Потому, что именно в это время произошло первое событие, о котором мы знаем, где оно произошло — в Старой Ладоге, знаем имя участника — Рюрик и знаем, в чем заключалось. В первый центр формирующейся северной Руси прибыл приглашенный сюда для княжения варяг. И М. Ломоносов, и В. Ключевский были убеждены, что Рюрик имел западнославянское происхождение, он не был скандинавом-викингом, как пишут сегодня некоторые авторы. Кстати, самая первая улица России, по сей день сохранившаяся в Старой Ладоге, по-прежнему называется Варяжской. Русский крейсер, геройски проявивший себя в войне с Японией, тоже назывался "Варяг", крейсера "Викинг" у нас не было...
Между тем очень скоро стало понятно — Старая Ладога городок уютный и небольшой, однако удобней управлять из более крупного и сравнительно недалеко расположенного места. Археологи считают, что смене столицы предшествовал пожар, повлияла и плохая защищенность Ладоги от вражеских нападений. В результате спустя два года первую столицу Древней северной Руси было решено оставить и переместиться в Великий Новгород. Этот город — более удачное место для контроля и управления, поскольку он находился на пересечении важнейших торговых маршрутов. Через Великий Новгород проходил путь из Варяг в Греки.
Сделаю еще одно пояснение и уточнение. И Великий Новгород, и древний Псков, и Вятка изначально были городами-республиками. Здесь действовали первые в Европе средневековые парламенты — вече (на Руси они возникли одновременно с исландским альтингом). На вече обсуждались и выносились на голосование важнейшие вопросы жизни города. "А как же князья?" — спросите вы. В общем, просто — Рюриковичи отвечали только за безопасность и оборону, они управляли боевыми сотнями. (Деление на сотни было позднее использовано в казачьих поселениях на Дону и Кубани. А в наши дни, в 2014 году, сотни были сформированы в Украине, на Евромайдане, в ходе Революции Достоинства.)
Между тем и Великий Новгород, который регулярно посещали купцы из Скандинавии и из арабского мира, оставался центром недолго. Надо иметь в виду, что Древнерусское государство формировалось одновременно с двух сторон, из двух направлений. С севера, о чем я уже сказал, и с юга, с берегов Днепра, где особую роль играл Киев. Можно считать, что южная Русь начала формироваться параллельно или даже чуть раньше Руси северной, поскольку первый межгосударственный договор был заключен Киевом с Византией за два года до прихода Рюрика в Ладогу — в 860 году.
Находясь в Великом Новгороде, княжеская семья вскоре пришла к выводу, что контролировать и поддерживать путь из Варяг в Греки удобнее и надежнее, находясь в центре, а не на краю маршрута. В результате столица на три с половиной столетия переместилась в Киев. Государство, соединившее северные и южные территории, вошло в историю под названием Киевская Русь...
Здесь я сделаю существенное уточнение и обращу внимание читателя на еще одну особенность формирования нашего государства. Как известно, древние цивилизации образовывались по берегам рек и морей. Так возникли китайская (на берегах Янцзы и Хуанхэ), индийская (берега Инда и Ганга), древнегреческая (берега Эгейского, Ионического, Черного, Азовского и др. морей) цивилизации. А вот Древнюю Русь нашим предкам удалось сформировать как единое государство, хотя не было ни моря, ни реки, соединявших северную часть наших территорий с южной.
Основой формирования Руси стал, как уже было отмечено, важный торговый маршрут. Через Киев пролегали пути — из Варяг в Персы, из Немец в Арабы... Но фундаментом будущего государства послужил маршрут из Варяг в Греки. Этот путь купцы и путешественники проходили большей частью по разным рекам и частично по суше. Временами им приходилось вытаскивать лодки на берег "не туда" идущей реки и волочить их до другой реки, идущей "туда". Неудивительно (а может, и удивительно, с учетом потрясений и переименований 20-го века), что на этом маршруте по сей день сохранились города с характерными названиями Волоколамск, Вышний Волочек и др.
Заслуга Киева в том, что ему удалось организовать действовавшую несколько столетий единую систему контроля и управления торговым маршрутом. Купцы и путешественники были ограждены от возможных нападений и угроз, и в то же время был организован разумный товарообмен и система податей, устраивающая и Киев, и торговцев. Систему сторожевых застав начала создавать княгиня Ольга, правившая в Киеве с 945 по 960 год, бабушка крестившего Русь князя Владимира.
Сделаем отступление и пояснение.
В гуманитарной науке применяется исследовательский прием, который называется "компаративистика". Суть его вполне понятна — сравнение похожих социальных процессов, происходивших в одной и той же стране в разное время или в разных странах в близкие временные периоды. (Еще полезно сравнить разные процессы, происходящие одновременно в разных странах — что сейчас у нас и что — у них.)
Последним удивительным созидательным аккордом Российской Империи стало строительство двух многотысячекилометровых железнодорожных магистралей. Транссиб, сданный в эксплуатацию в 1916 году, соединил Санкт-Петербург — столицу и порт на Балтике — с Владивостоком, городом-портом в Японском море. Цель этого грандиозного инженерно-транспортно-политического проекта состояла не только в том, чтобы сшить страну с запада на восток, но и в том, чтобы сделать Транссиб конкурентом Суэцкому каналу. Товары из Юго-Восточной Азии могли теперь попадать в Европу не по морю, а по суше, что должно было экономить время и увеличивать поступления в Российский бюджет.
Немного раньше, в 1904 году, было завершено строительство первой очереди Китайско-Восточной (до 1917 года она называлась Маньчжурской) железной дороги, соединившей страну с Порт-Артуром, городом на берегу незамерзающего Желтого моря... Таким образом, большевики, захватив в 1917 году власть, получили бесценный подарок — две самые большие в Евразии трансширотные магистрали. Спрашиваете, как они этим воспользовались? Возникла ли новая цивилизация?
Транссиб, в значительной своей части, стал зоной ГУЛАГа. А КВЖД в феврале 1950 года товарищ Сталин безвозмездно подарил своему другу, товарищу Мао. Ему же — Мао Цзэдуну, в мае 1955 года Хрущев подарил город и военно-морскую базу Порт-Артур... Добавлю, что автомобильное шоссе, соединяющее Владивосток с европейской частью страны, за 70 советских лет построить не удалось. Его сдали уже в 2000-е, причем участок Чита — Хабаровск сдавался дважды... Средняя скорость движения грузовых поездов по Транссибу сегодня является самой низкой в мире, она составляет около 10 км/ч. Конкурентом Суэцкому каналу Транссиб пока не стал...
Я и дальше буду периодически пояснять и комментировать свершения исторической России, сравнивая их с процессами, происходящими у нас в последнее столетие. Надеюсь, это поможет читателю лучше разобраться в российской истории и избавит его от пустой советско-постсоветской пропаганды...
1.3. А теперь вернемся в Древний Киев...
Что важное и особенно значимое происходило на берегу Днепра в далеком 10-м столетии? Читатель не забыл рассуждения, сделанные в начале книги, — всякая общность людей может существовать и сохраняться только тогда, когда она органично связывается едиными ценностями и принципами. Возникает вопрос — а как это было в Киевской Руси? Были ли там какие-то идеи, которые объединяли людей из разных племен, людей, проживающих на огромных пространствах Восточной Европы?
Проблема идейного объединения стала одной из важнейших для киевских Рюриковичей. За ее решение взялся князь Владимир (годы его жизни — 958–1015). Ответ он нашел не сразу. Изначально Владимир хотел объединить восточных славян с помощью язычества, но из этого ничего не получилось. Многобожие, а точнее, разнобожие не объединяло, а разъединяло... Тогда князь решил разобраться в особенностях верований, принятых соседними народами (на нынешнем клоачно-официальном языке это называется "стал иностранным агентом"). Отправленные им в разные концы света послы вернулись и рассказали про верования мусульман, иудеев, про западных, римских христиан...
И сделал Владимир выбор в пользу греческого христианства, и стало православие важнейшей частью нашей национальной идеи и нашей идентичности. Осознали себя наши далекие предки единой, большой семьей, осознали братьями и сестрами во Христе!
Важной особенностью принятия христианства на Руси было то, что оно происходило добровольно и поэтапно. Сначала, в Киеве, крестились сам Владимир и его семья. Затем, в Херсонесе, крестилась его дружина. После этого, в 988 году, новую веру приняли киевляне. Приняв крещение в Днепре, горожане освободились от языческих идолов. Никто из людей не пострадал. Спустя еще два года христианство пришло в Великий Новгород.
И вновь хочется провести сравнение. Мы знаем, что, захватив власть, большевики уже на следующий день начали репрессии, объявив несогласных врагами! С этого момента вся советская история — это история поиска врагов и борьбы с ними.
Принятие христианства означало, что Русь совершает огромный цивилизационный прорыв. Страна выходит из узкого круга новых, малозаметных и второстепенных государств и входит в великое содружество держав христианского мира. Вместе с верой к нам пришла наша первая письменность — глаголица и кириллица, начался процесс религиозного просвещения. Русская культура заимствовала и интегрировала важнейшие достижения того времени, в частности, в сфере строительства и архитектуры, в ювелирном искусстве и др.
Повторю, что принятие православия стало важнейшим идейным объединителем русского общества. В политическом плане, в системе государственного устройства сплачивал страну принятый у нас механизм передачи власти — все ее руководители принадлежали роду Рюриков, который приобрел статус сакрального! Идейно-политическая система горизонтальной и вертикальной интеграции Руси была выстроена. Государство Киевского периода прославилось многими успехами. Путешественники окрестили Русь "страна Гардарика", удивляясь красоте и множеству появившихся в ней городов.
Однако "золотой век" Киева к середине 13-го века стал постепенно угасать. К этому времени потерял прежнее значение торговый путь из Варяг в Греки, купцы осваивали новые маршруты, ставшие более привлекательными... Плюсы организации власти, о которых я только что писал — все земли в руках одной большой семьи, со временем обнаружили серьезный внутренний недостаток.
Власть в Киевской Руси передавалась по всем ее землям по цепочке — от старшего — к младшему. Когда "в мир иной" уходил старший брат, на его место, из меньшего города-княжества приходил средний брат, чье прежнее место занимал еще более молодой брат из более мелкого княжества... Такая круговая система смены власти снижала степень ответственности каждого отдельного ее носителя. Ведь всякий родич заранее знал, что ему предстоит перемещение-повышение и, значит, особо стараться на нынешнем месте правления не стоит.
(Похожие, но негласные и скрывавшиеся от общества правила управления были, спустя тысячу лет, воспроизведены в СССР, где власть передавалась исключительно внутри одного и того же замкнутого, тайного класса чиновников-номенклатурщиков. Такая система вела к неизбежной деградации советских управленцев. С 2000 года, в нынешней РФ, порочный принцип распределения власти внутри одной и той же чиновничьей группировки, внутри т.н. "нового дворянства" воспроизводится вновь, хотя тупиковость такой организации управления обнаружила себя еще во времена Киевской Руси.)
Перечисленные факторы, которые вели к снижению роли Киева, дополняет еще одно обстоятельство, его можно считать решающим. 13-й век стал временем нашествия Ордынцев на славянскую цивилизацию. В 1243 году, в битве на реке Калке, отряды Орды победили Галицкого князя Мстислава Удалого, после чего Киев попал под контроль чингизидов. Русь попала в полузависимое положение...
Однако не угасла главная цель формирующегося восточно-славянского народа — создание собственного, независимого государства. Наши предки не остановились и продолжили поиск нового решения и правильного выхода из сложившейся ситуации.
* * *
1.4. На столетие русские земли частично перешли в состав Литовской Руси, столицей которой был Вильнюс. Главные причины, сопутствовавшие сближению двух соседних народов, состояли в том, что древнерусские племена нуждались в защите от монгольских поборов, в защите, которую они надеялись получить от Вильнюса. Другая причина связана с верой — литовцы, исповедовавшие язычество, относились вполне лояльно к русскому православию. Конфликты на религиозной почве здесь не возникали, ибо и русские не оказывали никакого давления на верования балтов. В это время примерно 90% населения литовской Руси составляли русичи, и неудивительно, что делопроизводство в Литве часто велось на кириллице. Здесь, на этих землях стало формироваться понятие "Белая Русь" и соответствующая новая, восточнославянская этничность.
Добавлю, что историю Литовской Руси изучал целый ряд исследователей, однако по сей день изучена она недостаточно. Общепринятой единой концепции по этой проблематике не существует. В научной литературе можно встретить самые разные, часто — взаимоисключающие суждения и оценки. Но бесспорным остается сам факт формирования и существования литовско-русского государства, одним из руководителей которого был князь Гедиминас (годы правления с 1316 по 1341).
Но к концу 14-го века положение русских в Литве стало меняться. Новый Литовский князь Ягайло (правил с 1377 по 1392) решил принять католичество и латиницу. Славяне поняли, что их пути с Вильнюсом расходятся, и продолжили самостоятельный поиск подходящего места для центра своей страны...
14-й век стал не только временем выхода из Литовской Руси, но и временем борьбы за лидерство между русскими землями, расположенными значительно восточнее Литвы. На главную роль в будущей Руси претендовали княжества Владимирское, Суздальское, Тверское, а победила в этом, не всегда честном, соперничестве Москва, точнее — московский князь Иван Первый, Калита (правил с 1325 по 1340 год). За недолгие 15 лет правления он смог переманить к себе киевского митрополита Петра (непосредственно в Москву он приехал из Владимира), и Москва обрела шанс стать политико-религиозным центром русских земель. Ивану I, не без хитрости и даже при помощи некоторых политических заговоров, удалось получить в Золотой Орде право самостоятельно собирать налоги. Часть полученных денег он стал тратить на прикуп и присоединение новых земель. Первой такой землей, объединенной с Москвой, стала Коломна.
Продолжение следует...