9 мая в Латвии рабочий день. Официальная дата праздника Победы над нацистской Германией в Латвии, по общеевропейскому календарю, 8 мая. Тем не менее большая часть людей у мемориального комплекса Освободителям Риги собирается именно 9 мая. И то, что это будний день, для рижан не помеха.
К мемориальному комплексу Освободителям Риги, который расположен на левом берегу Даугавы в этом году, по оценке полиции, 8 и 9 мая пришли около ста тысяч человек, а организаторы оценивают количество участников праздничных мероприятий в сто пятьдесят тысяч.
Я была с рижанами 9 мая. Количество цветов, возложенных к мемориалу, превратило его пьедестал в цветной ковер. Праздничная атмосфера. Я бы сказала, атмосфера пикника, если бы не ветераны.
Немногие пока еще живые ветераны окружены толпами людей. Им дарят цветы. Но их руки уже слабы, чтобы удержать огромные букеты. Знаете, я рада, что среди тех, кого я видела в Риге, не было фальшивых ветеранов.
Ряженых было мало. Несколько парней в форме рядовых советской армии, да штаб-палатка некоего балтийского казачьего корпуса особого внимания к себе не привлекали. Полиции было много. Но у нее не возникало повода вмешиваться в ход праздника у мемориала Победы. Атмосфера была дружелюбной и спокойной.
Почему я это отмечаю?
На следующий день после Дня Победы латвийский политолог Ивета Кажока порекомендовала латышам "тоже приходить к мемориалу Освободителям". "Пока все очень позитивно, не так, как я предполагала. Мало советской атрибутики. Есть и песни, и юмор, даже про Сталина. Некоторые мифы для меня развеялись. Но, по-моему, здесь много людей, которые хотят быть совместно с другими русскоговорящими. Жалко, что здесь мало латышей. Надо больше совместных мероприятий. На Дне Победы латышам, конечно, особенно нечего делать. Это все-таки мероприятие русскоговорящих — музыка, обстановка. Но эта обстановка совершенно не враждебна, а даже позитивна", — сказала Ивета Кажока корреспонденту канала MIX TV, который встретил ее у памятника.
Кажока — один из наиболее трезвомыслящих латвийских политологов. Она сделала немало для того, чтобы развеять многие негативные мифы, которые сейчас довлеют над двумя языковыми сообществами Латвии. И ее признание в том, что и она не была свободна от некоторых постулатов национальной доктрины Латвии, делает ей честь.
Но что значит фраза: "Латышам особенно нечего делать на Дне Победы"?
Лиепая и Шкедские дюны...
В июне 1941 года войска нацистской Германии не могли в течение десяти дней взять город Лиепая. Латгальский поэт Екаб Русиньш написал о защитниках города:
"В броске
Моряк, рабочий, санитарка,
И как тогда — в июне, и схватке жаркой
Их лица словно в зареве огня,
И будто вновь идут они в сраженье...
Пусть бронзою их скованы движенья —
Они всегда живые для меня!"
В этом году довелось побывать в Лиепае. Мы доехали до Шкедских дюн — одного из самых страшных мест в истории Латвии. С осени 1941 года здесь шли расстрелы. Согласно переписи населения Латвии 1935 года, еврейская диаспора Лиепаи составляла 7379 человек, почти 13 процентов от общего числа жителей города. После освобождения города в живых осталось не больше двухсот евреев. Остальные остались лежать во рвах Шкедских дюн.
Там же расстреливали советских военнопленных и тех латышей, кто осмеливался прятать евреев. В этой страшной братской могиле похоронено больше 19 000 человек.
На месте массовых расстрелов — два памятника. Один — скромный обелиск с красной звездой, еще советского времени. Он расположен непосредственно на месте расстрелов.
Евгений Осипов, один из лидеров общества "За русский язык", рассказал мне о том, что во время работ по реставрации заброшенного в годы независимости обелиска он лично собрал останки примерно пятидесяти человек, в том числе простреленные черепа детей, которые теперь достойно похоронены.
Второй мемориал памяти жертв нацистов в Шкедских дюнах был создан в 2006 году. Не на государственные средства, а на частные пожертвования, которое собрал общественный фонд "Лиепайское наследие евреев".
Памятник представляет собой перевернутый еврейский символ жизни — минору, вдоль которого установлены камни с цитатами из Торы: "Взывал я к имени Твоему, Господь, из ямы глубокой…" Что может полнее сказать о трагедии, которая разыгралась на берегу Балтийского моря?
У нее есть продолжение. Оно — в современной жизни Латвии. Вскоре после открытия мемориала в Шкедских дюнах региональное управление среды Лиепаи попыталось оштрафовать фонд "Лиепайское наследие евреев" на 33 тысячи латов, что эквивалентно полусотне тысячам евро. Якобы счет был выставлен за повреждение серой дюны во время строительства мемориала. Евгений Осипов рассказывает: "Чтобы остановить этот беспредел, пришлось напомнить, кто расстреливал евреев в дюнах Шкеде. Депутатам лиепайской думы было сказано: "Тронете памятник — напомним, чем занимались ваши деды, когда гнали евреев и цыган Лиепаи на расстрел. Мертвые не выбирали места для своего убийства".
Расстрелы осуществлялись командой Виктора Арайса, дослужившегося до звания штурмбаннфюрера СС, и составом 21-го полицейского батальона. Для полицейских-латышей это было горячее время. Даже музыканты из батальона были отправлены на выполнение "особого задания" по "очищению Лиепаи". Сохранились фотографии, сделанные немецким офицером Карлом Стродом, наблюдавшим за ходом расстрельных мероприятий в декабре 1941 года. Офицер Строд снимал хронику: несколько кадров одних и тех же объектов. Раздетые догола люди стоят на кромке рва. На первом снимке мальчик стоит и смотрит в ров, куда через несколько секунд должно скатиться его простреленное тело. На втором — тот же мальчик, но он смотрит на латышских полицейских.
Видимо, этот взгляд не дает покоя по сию пору. Видимо, поэтому в современной Латвии стараются забыть о том, что происходило в дюнах Шкеды или в лесу под Румболой, где за два дня — 30 ноября и 8 декабря 1941 года — айнзатцгруппа "А" с помощью местных коллаборационистов из команды Арайса и латышских националистов расстреляли около 24 тысяч латвийских евреев из рижского гетто и около одной тысячи евреев, привезенных поездом из Германии.
Попытка депутатов Лиепайской думы наложить штраф за "порчу земляного покрова" в дюнах Шкеды с треском провалилась. Волна гнева побудила депутатов отказаться от такого способа пополнения казны.
Тем более что, по моим наблюдениям, земляной покров этих дюн испорчен не памятником, а ржавыми пятнами от полурассыпавшихся гильз от снарядов, которые раскиданы по всем дюнам. Я старалась переступать через эти запекшиеся пятна, как будто бы это не проржавленный металл, а кровь, проступающая сквозь травяной покров рыжих дюн.
В эти дни Латвию потряс скандал. На сайте частного детского садика Pūcīte появилась фотогалерея с урока своеобразного патриотизма, который был проведен мужчинами в форме латышского легиона СС для четырехлеток. Взрослые дяди притащили с собой настоящее оружие: пистолеты и пулеметы тех времен, когда их деды расстреливали своих соседей в Шкеде и Румбуле. Их сопровождал действующий депутат Сейма Латвии Имантс Парадниекс — председатель ультраправой националистической партии "Все — Латвии".
Но у тех, кто пекся о почвенном покрове, якобы поврежденном мемориалом, возник новый план. В июне 2010 года закончилось общественное обсуждение планов фирмы Rapsoil, намеревающейся установить в северной части латвийского города Лиепаи парка из двадцати ветряных электростанций. Спору нет, Лиепая — город ветров и подобные альтернативные источники энергии окупятся быстрее. Тем более что один ветряк уже установлен в километре от места расстрелов. Однако четыре ветряка должны были быть установлены не где-нибудь, а именно на месте массовых захоронений убитых. Если бы это произошло, то "полосы отчуждения" каждого из ветряков перекрыли бы и мемориал жертвам Холокоста, и обелиск, установленный в 60-е годы. А по закону об охранной зоне, вокруг ветрогенераторов, в "поясе безопасности", запрещено проводить публичные мероприятия. Вот и делайте вывод, как можно влиять на историческую память. От этих планов пока отказались. Но могут и вернуться к их обсуждению. Латвия не инфицирована против вируса ненависти.
Неонацизм и юдофобство как часть публичного дискурса
В мае этого года Латвию потряс скандал. На сайте частного детского садика Pūcīte ("Вороненок") появились фотографии с урока своеобразного патриотизма, который был проведен мужчинами в форме латышского легиона СС. Эта демонстрация была организована для четырехлеток. Взрослые дяди притащили с собой настоящее оружие: пистолеты и пулеметы тех времен, когда в Шкедах и Румбуле расстреливали евреев, цыган и "комиссаров". Демонстраторов сопровождал действующий депутат Сейма Латвии Имантс Парадниекс — председатель ультраправой националистической партии "Все — Латвии".
"Все — Латвии" входит в состав правительственной коалиции, а в составе Сейма 11-го созыва они курируют патриотическое воспитание. Несмотря на то, что уроки подобного "патриотизма" резко осудил ряд латвийских политиков, для Парадниекса и ему подобным вся эта критика, что "божья роса". На вопрос латвийских журналистов о том, как он относится к тому, что не все в Латвии одобряют его понимание патриотизма, Парадниекс ответил: "Если у вас есть свой детский сад, вы можете действовать так, как считаете правильным. Хорошо? А мы, согласно программе, считаем нужным встречаться с представителями тех профессий, которые, по нашему усмотрению, достойны, чтобы о них рассказывать". Вот так человек в форме легиона СС превратился в представителя отдельной профессии.
А почему, в таком случае, не пригласили на встречу с детишками солдата современной латвийской армии? Почему представитель правящей коалиции считает приемлемым для себя организацию подобного экскурса в прошлое? Почему Латвия игнорирует рекомендации ЭКРИ, департамента Европейской комиссии против расизма и дискриминации? В докладе о ситуации в Латвии за 2012 год Европейская комиссия недвусмысленно осудила любые попытки оправдать участие в легионе СС или полицейских формированиях в годы Второй мировой войны.
В марте этого года в книжных магазинах Риги появился календарь, отпечатанный на хорошей бумаге. На его страницах были изображены люди в нацистской форме с национальными флагами Латвии. Подписи под историческими картинками гласили: "Защищай свою родину. Борьба с большевизмом", "Трусы шепчут. Легионер борется", "Германия твою Родину бережет и призывает тебя! Твой труд — тоже борьба с большевизмом!", "Ты тоже должен бороться за Латвию".
9 мая в Риге прошло еще одно мероприятие. По масштабу его нельзя было сравнить с акцией памяти у мемориала Освободителям. Примерно полсотни пожилых людей под предводительством одиозного даже для Латвии националиста Улдиса Фрейманиса прошли маршем от памятника Свободы до Музея оккупации. Я бы не заметила данное мероприятие, если бы не один свеженький плакатик в руках манифестантов.
На нем были изображены лобызающиеся в губы солдат в каске с красной звездой и еврей с крючковатым носом и пейсами. Господин Фрейманис означил цель своей акции очень скромно: "Начало вооруженной борьбы против оккупантов". Так вот, эта картинка мне очень напомнила репринтные плакаты из календаря, прославляющего патриотизм в эссовской расфасовке.
В прошлом году Фрейманис попытался отметить шествием вступление нацистских войск в Ригу. Мол, 1 июля — символ "освобождения Латвии от Советов". В докладе Европейской комиссии, о котором я уже говорила выше, подчеркивалось, что Брюссель был шокирован известием о том, что рижский суд отменил запрет на проведение данного мероприятия. Однако оно не состоялось, потому что Фрейманис был задержан полицией безопасности и допрошен в рамках уголовного дела о воспевании нацизма.
Ситуация этого года иная. Полиция безопасности Латвии более обеспокоена гражданским движением русскоязычных граждан и неграждан Латвии за свои права, нежели фрейманисами. Этой весной полиция безопасности также опубликовала годовой отчет о своей деятельности. В нем говорилось о наличии неонацистских групп на территории Латвии. Однако отмечалось, что "они не представляют опасности в силу своей разобщенности". Так ведь и Брейвик в Норвегии действовал достаточно разобщенно. А натворил много бед.
Я сознательно собрала в этой части своего репортажа из Латвии наиболее одиозные факты потакания неонацистским настроениям. Как в результате политического лоббирования частью правящей коалиции, так и через неверно расставленные восклицательные знаки в оценке внутренних и внешних угроз, которые характеризуют аналитику правоохранительных органов Латвии.
Самое печальное в этой истории — это своеобразная выгода, которую получают на руки как националисты в Латвии, так и пропагандисты Москвы. Своеобразный статус-кво... Москва метает копья в Брюссель, указывая на соломинки в глазах Евросоюза, для того чтобы заретушировать бревна в своем собственном глазу. А Евросоюз не может приструнить свое разбалованное дитя: стоит только пальчиком пригрозить — следует немедленная реакция. Помните попугая Кешу из детского мультфильма: "Ах, ты так... Значит, вот так... А тогда я улечу..." Да вот только улетать некуда.
Вы можете оставить свои комментарии здесь