Мы уже задавали "пятнадцать вопросов обывателя к "Газпрому". Убедительного ответа на них мы не получили, так что пришлось поработать самим.
Выводы, к которым мы пришли, неутешительны. Однако они хотя бы указывают путь возможного решения проблем, которые в самое ближайшее время встанут перед страной в полный рост.
- С начала года руководство России занималось преимущественно проблемами "Газпрома", тогда как в стране усугубляется экономический кризис — ускоряется девальвация рубля, снижается промышленное производство, проводятся массовые сокращения, растет инфляция. Эти и многие другие негативные аспекты текущего социально-экономического положения страны остаются без должного внимания.
- "Газпром" практически утратил репутацию надежного поставщика энергоресурсов.
По всей вероятности, в ближайшие несколько лет доля "Газпрома" в снабжении Европы природным газом сократится с 29 до 15-18 процентов, а рыночная ниша будет заполнена поставщиками сырья из Северной Европы, Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока, Северной Африки.
- Лучшим выходом для "Газпрома" из трехнедельного газового противостояния будет сдержанная реакция Европы, хотя, скорее всего, европейские потребители предпочтут ускорение реализации газотранспортного проекта Nastrongucco в противовес строительству газопровода Nord Stream. К тому же "Газпром" не располагает мощностями по сжижению природного газа (СПГ), что дополнительно сужает экспортные возможности газовой монополии.
- Для восстановления утраченных внешнеэкономических позиций "Газпрому" необходимо незамедлительно приступить к созданию международных консорциумов для разработки новых газовых месторождений и строительству установок для СПГ.
Очевидно, что собственными силами "Газпром" не в состоянии ввести в эксплуатацию в намеченные сроки ни Штокмановское месторождение (2014 год), ни другие gas femelds. Так или иначе, уже в 2010 году до 70 процентов всех сервисных работ в газовой отрасли страны будет проводиться зарубежными компаниями.
- Нынешнее руководство "Газпрома" скорее всего не откажется от планов установления контроля над газотранспортной системой Украины и точно не откажется от использования полупрозрачных посреднических организаций при экспорте газа в Европу. В то же время у "Газпрома" полно дел "дома" — в настоящее время порядка 40 процентов населенных пунктов страны не подключены к сетевому газоснабжению.
По всей вероятности, у "Газпрома" снова найдутся вопросы поважнее внутрироссийских проблем
- Кумулятивный прирост годовой добычи газа у независимых производителей в последние годы был в среднем 6 раз выше, чем у "Газпрома". Для спасения газовой отрасли государство должно разделить "Газпром" на 5-6 газодобывающих компаний, обменяв часть внешнего корпоративного долга газовой монополии на доли иностранных кредиторов в капитале вновь создаваемых корпораций.
При этом газотранспортная сеть России по аналогии с нефтепроводной системой должна остаться в собственности государства, а всем участникам газодобычи должен быть обеспечен равный доступ к газотранспортной сети.
- Если же государство посчитает несвоевременной реструктуризацию газовой монополии, "Газпром" необходимо поставить в один ряд с другими государственными компаниями с преобладающим государственным участием, такими как ОАО "Транснефть", ОАО "Роснефть" или ОАО "ВТБ", лишив его положения "первого среди равных".
- Недостаточные инвестиции в профильную деятельность приведут к тому, что через три-четыре года добыча природного газа в России уменьшится, и страна столкнется с газовым дефицитом. Вместе с тем, в настоящее время Россия потребляет природного газа больше, чем Бразилия, Индия, Китай, Япония, Великобритания, Франция и Германия вместе взятые, хотя производит ВВП (рассчитанный по паритету покупательной способности), в 16 раз меньший по сравнению с суммарным ВВП этих стран.
Например, в России при производстве алюминия на тонну готовой продукции потребляется в 6 раз больше энергии, чем в Европе, а при производстве тонны цемента — в 5 раз больше.
В России приоритетным модернизационным проектом должно стать снижение энергоемкости национальной экономики.
- Для компенсации возникших вследствие газового конфликта убытков "Газпром" может инициировать дополнительное повышение тарифов для российских потребителей газа, что вызовет еще больший экономический спад и ухудшение материального положения населения.
- Внешний долг "Газпрома" иностранным кредиторам составляет порядка $60 млрд., что в 2009 году может стать равным годовой выручке концерна, хотя соотношение долга к выручке практически у всех мировых сырьевых корпораций на порядок меньше.
Снижение экспортных поступлений может привести к корпоративным дефолтам компании уже в 2009-2010 годах. Государство как основной акционер будет вынуждено погашать задолженность "Газпрома" за счет международных резервов страны, что вызовет их незапланированное снижение и усилит девальвацию рубля.
- В связи с недополучением экспортной выручки и снижением цен на природный газ, газовая монополия, изыскивая средства для погашения кредитных обязательств, может серьезно ухудшить финансовую устойчивость кредитных организаций, которые принадлежат ей или ее дочерним структурам. Акционерам, клиентам и вкладчикам таких банков следует обращать более пристальное внимание на их финансовое положение.
- В последние годы "Газпром" платил налогов в пересчете на тонну нефтяного эквивалента приблизительно в 8 раз меньше по сравнению с ОАО "ТНК-ВР" или ОАО "ЛУКОЙЛ". Продолжение практики льготных преференций для "Газпрома" в условиях кризиса недопустимо.
- Государство как основной акционер "Газпрома" должен провести независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности монополии.
Эту функцию могла бы выполнить Счетная палата Российской Федерации, которая бы, в частности, выяснила, почему с 2000 года операционные расходы "Газпрома" возросли более чем в 3 раза, на приобретение каких активов за последние пять лет было потрачено более $32 млрд. и какие непрофильные инвестиционные проекты целесообразно заморозить.
- Представляется логичным поставить вопрос о соответствии занимаемым должностям Председателя Совета директоров "Газпрома" Виктора Зубкова и Председателя Правления "Газпрома" Алексея Миллера. Организационные выводы могут быть сделаны как в форме "добровольных" отставок, так и в ходе очередного или внеочередного собрания акционеров компании.
- Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву необходимо дистанцироваться от проблем "Газпрома", так как непосредственное участие первого лица страны в решении коммерческих споров наносит серьезный ущерб его авторитету.
Экономическая политика — зона ответственности не Президента, а Правительства, что наглядно показал "газовый саммит", на котором, за исключением Президента Армении, не было ни одного из руководителей государств-потребителей российского газа.
Оригинал статьи опубликован на сайте АПН.Ru