Президент Дмитрий Медведев предложил провести в Москве саммит стран-потребителей и транзитеров российского газа, посвященный разрешению газового кризиса. Виктор Ющенко выступил против того, чтобы саммит проходил именно в столице России, возможно, встреча состоится на территории одной из европейский стран.
По большому счету российско-украинский конфликт можно разложить на три составляющие: первая – это остросюжетная мелодрама в российских СМИ на тему "украинцы воруют российский газ у Европы", вторая – это "государственные интересы", и третья – "частные интересы отдельных чиновников".
Еще летом 2004 года, когда у власти в Украине был непопулярный президент Леонид Кучма (его рейтинг был около 3 процентов), и следующим президентом этой страны российское руководство видело Виктора Януковича, Путин и Кучма подписали долгосрочный контракт на поставки российского газа в Украину с 2004 по 2009 год по фиксированной цене – 50 долларов за 1000 кубометров. Столь ценный подарок от Путина в итоге достался не Виктору Януковичу, как планировали в Кремле, а избранному президенту Виктору Ющенко. После этого в 2006 году Россия вдруг неожиданно потребовала, в связи с ростом мировых цен на газ, увеличить цены и для Украины.
Украинское правительство во главе с другом Ющенко Юрием Ехануровым (нынешним министром обороны) подписало крайне не выгодный с точки зрения украинской стороны контракт с "Газпромом", согласно которому предусматривалось ежегодное изменение цен за газ с одной стороны и цен за транзит с другой стороны. Заметим, что в той ситуации Украина имела полное право настаивать на договоренностях 2004 года, но не сделала этого. В итоге газовое соглашение стало предметом ежегодного политического торга между Россией и Украиной. Российское телевидение, в свою очередь, получило материал для того, чтобы отвлекать россиян от своих внутренних проблем, показывая им "страшных украинцев, которые воруют газ".
Сегодня через территорию Украины идет около 80 процентов транзита российского газа, а значит, она может достаточно твердо стоять на своих позициях и устанавливать монопольные цены на транспортировку его через территорию страны. Но "государственные бизнесмены" за все время своего правления так и не смогли изыскать средств в российском бюджете на внедрение технологии сжижения природного газа. Это решило бы, в значительной части, проблему с монополией Украины на транспортировку российского газа. В жидком виде его можно транспортировать не только по трубопроводу, но и по железной дороге, морскими путями, а значит, России не пришлось бы каждый раз вступать в конфликты с Украиной.
Получается, что у обеих сторон на протяжении минимум пяти лет имелись все возможности избежать нынешнего кризиса. Возможности, обеими сторонами отвергнутые. Это позволяет предположить, что помимо государственных интересов в сложившемся газовом конфликте имеются и интересы частных компаний и отдельных российских и украинских чиновников.
Официальные стороны конфликта — это российский "Газпром" (государственная компания), "Нафтогаз Украины" (украинская государственная компания) и посредник – "Росукрэнерго". О необходимости ликвидировать последнюю не раз заявляла в своих выступлениях премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Формально в компании "Росукрэнерго" в пропорции 50 на 50 представлены российские и украинские государственные интересы, но вот прибыли от ее деятельности получают скорее частные лица, выступающие выразителями этих интересов.
Российскую часть компании ранее возглавлял однокурсник Дмитрия Медведева Константин Чуйченко (сейчас он руководит Контрольным управлением президента). На сегодняшний день российская часть "Росукрэнерго" принадлежит Газпромбанку — наполовину частному банку, приватизированному в 2007 году близким к Путину семейством Ковальчуков.
Вторая часть "Росукрэнерго" принадлежит частной фирме, возглавляемой украинским бизнесменом Дмитрием Фирташем. По неофициальной информации, в украинской части компании есть интересы брата Виктора Ющенко Петра Ющенко, а также бывшего главы "Нафтогаза Украины" Юрия Бойко, украинского политика и бизнесмена, близкого к Януковичу и Партии регионов. Таким образом, "частные интересы отдельных чиновников" в "Росукрэнерго" можно отнести к Медведеву и Путину с одной стороны и Ющенко, Партии регионов и Бойко с другой.
Резонно предположить, что в 2006 году, при подписании крайне невыгодного для Украины контракта Ющенко или его окружение были попросту подкуплены российскими чиновниками путем создания "Росукрэнерго". Становится понятно, почему Юлия Тимошенко выступает против компании-посредника — через год на выборах ей предстоит бороться с Ющенко и Партией регионов. Значит, в интересах Юлии ограничить Виктору Ющенко и его окружению доступ к финансовым ресурсам для избирательной кампании. Напомним, что сейчас газовый контракт предлагается подписать на 2 года, и следующий пересмотр цен произойдет уже после украинских выборов президента.
По традиции цена на газ всегда являлась предметом договоренностей, ведь газового рынка как такового не существует. Однако на фоне понижения цен на нефть со 140 до 40 долларов за баррель логично, что и газ больше не может стоить как раньше – цены на газ следуют за ценами на нефть с полугодичным лагом. У российского "Газпрома" на этот счет свои взгляды: предлагается повысить цену для Украины с 205 до 450 долларов за 1000 кубометров (по версии "Газпрома", по такой цене ее покупают в Восточной Европе). Украина в ответ может повысить цену на транзит российского газа в Европу через свою территорию — опять же до 450 долларов.
До определенного момента переговоры проходили более или менее конструктивно. Но когда в заявлениях обеих сторон уже прозвучали заявления о компромиссной цене за газ для Украины в 250 долларов, они в последний момент отказались от подписания меморандума, обвиняя друг друга в срыве переговоров. В итоге Украина перекрыла южный поток через свою территорию в Европу, и газ стали отключать в Сербии и других странах восточной Европы, по северному потоку газ частично поступал в Германию, Францию и Бельгию.
Складывается впечатление, что стороны решили взять друг друга "на понт". Выигрывает в этой ситуации та сторона, которая не отступает и идет до конца. Каким же будет этот конец?
"Частные интересы" как украинских, так и российских чиновников восторжествуют, если в схеме останется посредник, и цена на газ (в глазах российских телезрителей) повысится в значительной мере.
"Государственный интерес" Украины состоит в том, чтобы цены на газ если и повышались, то постепенно, и Россия платила соответствующую цену за транзит. В интересах Украины, чтобы их чиновники не повторили ошибки 2006 года, согласившись на очередную коррупционную схему со значительным ущербом для страны перед выборами. Если украинская власть не дрогнет, то это будет большой плюс для Тимошенко и всех украинцев. Если дрогнет – выигрывает Партия регионов и окружение Ющенко.
"Государственные интересы" России будут реализованы в имиджевом и финансовом плане, если ей удастся договориться и в Европу, наконец, поступит газ. В интересах россиян, чтобы доходы от газа шли на всеобщее благо, а не в карманы отдельных лиц. Ведь никакая мелодрама "украинцев, которые воруют газ", по телевизору не сравнится по динамичности со скоростью падения российского рубля и другими яркими признаками экономического кризиса.
Вы можете оставить свои комментарии здесь