Гарри Каспаров сделал на днях любопытное признание: он сказал в интервью "The Times Magazin", что боится быть отравленным, и, очевидно, поэтому старается не пользоваться услугами авиакомпании "Аэрофлот". Журналисты обратилось в пресс-службу "Аэрофлота" за комментариями, но авиаторы отказались общаться на эту тему. И не удивительно.

История компании замечательна: на протяжении долгих десятилетий советской власти "Аэрофлот" был активным помощником КГБ, да что там помощником – он де-факто являлся частью системы госбезопасности. Представительства авиакомпании за рубежом – а маршруты "Аэрофлота" пролегали более чем в 100 стран мира – служили прикрытием для советских разведчиков, о чем "во времена ельцинского хаоса" не стеснялся вспоминать на страницах "АиФ" куратор "Аэрофлота" по линии КГБ в 60-70 годах полковник Анатолий Дамаскин. Также известно, что всех, кто приходил работать в тогда единственную в СССР авиакомпанию, проверяли по линии КГБ; летчики (гражданские!) вспоминают, что у многих из них был доступ к документам под грифом "секретно".

Часто звезды на погонах были не только у пилотов, но и у стюардесс. Известна история "совращения" индонезийского президента Сукарно, который в 60-х годах летел в Москву с официальным визитом. Юные стюардессы "Аэрофлота" без труда соблазнили немолодого азиата и после прилета устроили "групповуху", разумеется, перед объективами камер КГБ. Впрочем, в итоге шантаж оказался напрасным – Сукарно попросил копии "фильма" с тем, чтобы похвастаться перед друзьями.

Были в истории "Аэрофлота" и не столь курьезные истории. В книге Владимира Буковского "Московский процесс" приводится один из архивных документов ЦК КПСС (в том числе за подписью Михаила Горбачева) о секретных поставках оружия коммунистам Сальвадора транзитом через Кубу. В телеграмме советскому послу в Гаване сообщалось, что "доставка оружия будет осуществляться самолетами Аэрофлота".

Однако даже автоматы и пулеметы – не предел возможностей "Аэрофлота". В советские времена (кто знает, может быть и сегодня тоже?) гражданские самолеты перевозили отравляющие вещества, элементы бактериологического оружия. Об этом в эфире радио "Voice Of America" рассказывал ветеран спецслужб, ныне живущий на Западе, Александр Кузьминов. По его словам, в годы СССР существовала так называемая "Волна" – специальный канал срочной доставки секретных материалов посредством самолетов "Аэрофлота".

Поэтому уже не испытываешь особого удивления от того, что именно эту достойнейшую авиакомпанию выбрал отставной офицер Дмитрий Ковтун в конце прошлого года, когда – по данным германских следователей – перевозил пресловутый полоний-210 из Москвы в Гамбург. И нет ничего странного в том, что эксперты из ведомства Онищенко не нашли следов радиации в самолетах, которые они проверяли по запросу германской стороны – видимо, еще с советских времен в аэрофлотовских машинах сохранились специальные герметичные контейнеры.

Впрочем, вернемся к опасениям Гарри Каспарова – он-то говорит о конкретной угрозе, а именно об отравлении. Возможно, в истории "Аэрофлота" были и такие эпизоды.

Бывший советский разведчик Константин Преображенский, перебравшись в Америку, рассказал историю священника Русской зарубежной церкви Льва Лебедева. Тот был непримиримым противником объединения с Московской патриархией. В 1998 году протоиерей летел из России в США для выступления на Синоде РПЦЗ, но неожиданно скончался. "Некоторые из очевидцев тех событий считают, что отца Льва Лебедева отравили еще в самолете "Аэрофлота" по пути в Нью-Йорк", - пишет Константин Преображенский в своей книге "КГБ в русской эмиграции".

При советской, а точнее, коммунистической власти ЦК КПСС принимал решения о номенклатурных должностях, которые подлежали замещению работниками КГБ, ГРУ и другими в самых разных структурах, в том числе и в "Аэрофлоте". Сегодня ЦК вроде бы нет, но в списке руководства авиакомпании при желании можно найти немало "директоров в штатском". Среди них самый известный – председатель Совета директоров Виктор Иванов (бывший офицер КГБ, а ныне – помощник президента РФ). Есть также заместитель генерального директора компании Лев Кошляков (выпускник Краснознаменного института, был резидентом в Норвегии) и еще один заместитель генерального директора, член правления Владимир Антонов (в "органах" – с начала 70-х, о нем писал "Форбс").

Есть также серьезные основания предполагать, что в разведке служили нынешний начальник департамента персонала Константин Бушланов (10 лет он возглавлял генеральное представительство "Аэрофлота" в Вене; стоит также обратить внимание на то, что его предшественником в департаменте был генерал-полковник(!) ФСБ Олег Особенков) и член Совета директоров Анатолий Данилицкий (сейчас он гендиректор Национальной резервной корпорации, с основателем которой – известным офицером КГБ Александром Лебедевым он вместе работал в посольстве СССР в Лондоне).


P.S. В конце 70-х в Ленинграде офицер КГБ Владимир Путин познакомился со стюардессой внутренних линий "Аэрофлота" Людмилой Шкребневой, которая впоследствии стала его женой.

Корреспондент радио "Эхо Москвы"

Владимир Варфоломеев, специально для Каспаров.Ru

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter