История компании замечательна: на протяжении долгих десятилетий советской власти "Аэрофлот" был активным помощником КГБ, да что там помощником – он де-факто являлся частью системы госбезопасности. Представительства авиакомпании за рубежом – а маршруты "Аэрофлота" пролегали более чем в 100 стран мира – служили прикрытием для советских разведчиков, о чем "во времена ельцинского хаоса" не стеснялся вспоминать на страницах "АиФ" куратор "Аэрофлота" по линии КГБ в 60-70 годах полковник Анатолий Дамаскин. Также известно, что всех, кто приходил работать в тогда единственную в СССР авиакомпанию, проверяли по линии КГБ; летчики (гражданские!) вспоминают, что у многих из них был доступ к документам под грифом "секретно".
Часто звезды на погонах были не только у пилотов, но и у стюардесс. Известна история "совращения" индонезийского президента Сукарно, который в 60-х годах летел в Москву с официальным визитом. Юные стюардессы "Аэрофлота" без труда соблазнили немолодого азиата и после прилета устроили "групповуху", разумеется, перед объективами камер КГБ. Впрочем, в итоге шантаж оказался напрасным – Сукарно попросил копии "фильма" с тем, чтобы похвастаться перед друзьями.
Были в истории "Аэрофлота" и не столь курьезные истории. В книге Владимира Буковского "Московский процесс" приводится один из архивных документов ЦК КПСС (в том числе за подписью Михаила Горбачева) о секретных поставках оружия коммунистам Сальвадора транзитом через Кубу. В телеграмме советскому послу в Гаване сообщалось, что "доставка оружия будет осуществляться самолетами Аэрофлота".
Однако даже автоматы и пулеметы – не предел возможностей "Аэрофлота". В советские времена (кто знает, может быть и сегодня тоже?) гражданские самолеты перевозили отравляющие вещества, элементы бактериологического оружия. Об этом в эфире радио "Voice Of America" рассказывал ветеран спецслужб, ныне живущий на Западе, Александр Кузьминов. По его словам, в годы СССР существовала так называемая "Волна" – специальный канал срочной доставки секретных материалов посредством самолетов "Аэрофлота".
Поэтому уже не испытываешь особого удивления от того, что именно эту достойнейшую авиакомпанию выбрал отставной офицер Дмитрий Ковтун в конце прошлого года, когда – по данным германских следователей – перевозил пресловутый полоний-210 из Москвы в Гамбург. И нет ничего странного в том, что эксперты из ведомства Онищенко не нашли следов радиации в самолетах, которые они проверяли по запросу германской стороны – видимо, еще с советских времен в аэрофлотовских машинах сохранились специальные герметичные контейнеры.
Впрочем, вернемся к опасениям Гарри Каспарова – он-то говорит о конкретной угрозе, а именно об отравлении. Возможно, в истории "Аэрофлота" были и такие эпизоды.
Бывший советский разведчик Константин Преображенский, перебравшись в Америку, рассказал историю священника Русской зарубежной церкви Льва Лебедева. Тот был непримиримым противником объединения с Московской патриархией. В 1998 году протоиерей летел из России в США для выступления на Синоде РПЦЗ, но неожиданно скончался. "Некоторые из очевидцев тех событий считают, что отца Льва Лебедева отравили еще в самолете "Аэрофлота" по пути в Нью-Йорк", - пишет Константин Преображенский в своей книге "КГБ в русской эмиграции".
При советской, а точнее, коммунистической власти ЦК КПСС принимал решения о номенклатурных должностях, которые подлежали замещению работниками КГБ, ГРУ и другими в самых разных структурах, в том числе и в "Аэрофлоте". Сегодня ЦК вроде бы нет, но в списке руководства авиакомпании при желании можно найти немало "директоров в штатском". Среди них самый известный – председатель Совета директоров Виктор Иванов (бывший офицер КГБ, а ныне – помощник президента РФ). Есть также заместитель генерального директора компании Лев Кошляков (выпускник Краснознаменного института, был резидентом в Норвегии) и еще один заместитель генерального директора, член правления Владимир Антонов (в "органах" – с начала 70-х, о нем писал "Форбс").
Есть также серьезные основания предполагать, что в разведке служили нынешний начальник департамента персонала Константин Бушланов (10 лет он возглавлял генеральное представительство "Аэрофлота" в Вене; стоит также обратить внимание на то, что его предшественником в департаменте был генерал-полковник(!) ФСБ Олег Особенков) и член Совета директоров Анатолий Данилицкий (сейчас он гендиректор Национальной резервной корпорации, с основателем которой – известным офицером КГБ Александром Лебедевым он вместе работал в посольстве СССР в Лондоне).
P.S. В конце 70-х в Ленинграде офицер КГБ Владимир Путин познакомился со стюардессой внутренних линий "Аэрофлота" Людмилой Шкребневой, которая впоследствии стала его женой.
Корреспондент радио "Эхо Москвы"
Вы можете оставить свои комментарии здесь