Когда 12 июня Владимир Путин в сопровождении патриарха Кирилла и митрополита Тихона (Шевкунова) осматривал выставку в Третьяковской галерее, то строилось немало догадок по поводу того, каковы могут быть результаты этого общения – и не шла речь о новом патриаршестве. Далеко идущих выводов делать не стоит – патриарха в церкви, как известно, избирают пожизненно. Можно также учесть, что в тот же день Путин вручил Государственную премию митрополиту Илариону (Алфееву). Так что аппаратные балансы сохраняются.
А вот ближайшее последствие очевидно. Через несколько дней, 17 июня, Священный Синод заслушал доклад митрополита Тихона относительно генетических экспертиз "екатеринбургских останков", а также ознакомился с информацией, предоставленной Следственным комитетом России относительно различных экспертиз, назначенных в рамках расследования уголовного дела об убийстве членов царской семьи. И было принято решение опубликовать информацию о результатах экспертиз и представить их на рассмотрение Архиерейского собора, который состоится осенью.
До этого вопрос об останках царской семьи (в церкви они официально именуются "екатеринбургскими останками") обсуждался на Архиерейских соборах в 2016 и 2017 годах. В 2017-м ожидалось, что перезахоронение найденных позднее остальных останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии состоится к столетию со дня убийства царской семьи, но этого не произошло. Несмотря на многочисленные экспертизы, значительная часть церковных людей не верит в подлинность останков и не хочет признавать их святыми мощами. Для них психологически невозможно представить, что многочисленные благочестивые верующие люди ошибались, считая, что мощи были уничтожены еще в 1918 году, а Борис Ельцин и Борис Немцов, по инициативе которых была еще в 1990-е годы установлена подлинность останков, были правы.
Вопрос остается конфликтным до сих пор, но позиции противников признания "екатеринбургских останков" мощами оказались ослаблены после скандальной истории с теперь уже бывшим схиигуменом Сергием (Романовым) – одним из главных противников признания подлинности мощей. После этого опасение, что он вместе с верными ему священниками и монахинями уйдут в раскол, протестуя против признания "екатеринбургских останков", утратило смысл – они и так ушли. Проблема размежевания в среде верующих все равно остается – но, насколько можно судить, государственная власть продолжает проявлять заинтересованность в символическом акте захоронения последних членов царской семьи. А для этого нужно церковное решение – чтобы усопших прославляли как святых, а не отпевали как анонимных усопших (во время церемонии захоронения 1998 года эта тема была не столь важна, так как общецерковная канонизация царской семьи еще не состоялась).
Так что внутрицерковные разногласия будут – и урегулировать их придется совместно патриарху Кириллу и митрополиту Тихону. Идеального решения здесь не видно – протесты будут, вопрос в их масштабе. Но интересно вот что – пару десятилетий назад тема аутентичности останков была общественно значимой, она активно обсуждалась в кругах, далеких от церкви. Сейчас же она куда менее интересна россиянам, не принадлежащим к числу практикующих верующих. Интерес к истории (и, в частности, к монархии) уменьшился, есть усталость от споров о прошлом и желание понять, какое будущее ждет страну и людей.
! Орфография и стилистика автора сохранены