Список механизмов легитимации самодержавной власти в России не так уж велик:
1. По праву завоевателя.
2. Вотчинно-наследственный. Царство-вотчина передается по наследству от отца к сыну.
3. Религиозный. Царь - наместник ветхозаветного Бога на Земле, смотрящий за вверенным ему Господом населением.
4. Светско-религиозный. Божеством объявляется народ , нация или класс.
От имени божества-народа правит вождь и его партия, выразительница народной или классовой воли.

В разные исторические эпохи в России действовал некоторый набор из перечисленных.
С 9 века по 1237 г. Русь не была самодержавной страной, страной правил обширный клан варяжских князей Рюриковичей. Власть делилась между ними и местным Вече.
C 1237 началась самодержавная история Руси. Татары, как восточный народ, не знали и не понимали иной власти, кроме деспотической когда 1 человек управляет всем на правах неограниченного владельца земли и людей.

Хан владел землей по праву завоевателя. Поэтому уровень государственного насилия был высок.

Рюриковичи, как удельные, так и Великие князья занимали должность наместника хана. Их власть легитимировалась, с одной стороны, ярлыком хана, а, с другой, вотчинно-наследственным принципом.

В 1480 Иван 3 отделяется от Орды и создает самостоятельное царство. Запускается механизм религиозной легитимации. В какой то степени он работал и при татарах. Церковь обязана была молиться за здоровье и благополучие хана. После религиозного спора между нестяжателями и иосифлянами роль церкви резко возрастает. Теперь ей в обязанность вменяется напоминать населению о божественной власти царя. Религиозная легитимация не отрицает вотчинно-наследственную. Царем, по-прежнему может стать только прямой потомок Ивана 3. Право завоевателя тоже действует, если Московию рассматривать, как продолжение Орды, а русского царя, как наследника ханской власти.
Возможно, опричина И.Грозного из этой области.

После Смуты царя выбирает Земля. Т е царь получает власть не из рук Бога, а из рук всего народа.

Но как ни странно, религиозная легитимация устояла. Гораздо позже, при Петре 1 и, даже, Екатерине 2 историками зафиксированы случаи религиозного поклонения народа царям. После реформ Петра 1 церковь становится частью государства. Она и раньше играла далеко не первую роль. Сейчас это - заштатное министерство. Религиозная легитимация ослабела вместе с падением авторитета церкви. Что бы скомпенсировать потерю, русским царям приходится угождать военной элите, гвардии. Критерием успешности царствования становятся военные победы и площадь завоеванной территории.

В начале 20 века в Европе возник невиданный раннее хитрый способ легитимации: богом объявлялся народ или класс. А народный вождь становился главным распорядителем при боге-народе. Поэтому фасады и крыши домов были обклеены плакатами, славящими народ - строитель коммунизма и партию - исполнительницу воли нового бога. Советские люди росли с ощущением богоизбранности и собственного величия, внушаемого пропагандой. Зачем? Для укрепления бесконтрольной власти над тем же народом от имени которого правила верхушка партии.

Народ-бог должен иметь безукоризненную историю.
Россия становится столицей всех значимых изобретений в мире, Красная Армия - самой могучей в мире, а полководцы прошлого и настоящего - самыми талантливыми. Коммунистическая власть не отказалась и от легитимации по праву завоевателя.

В.Ленин сделал все сам: создал партию с военным уставом, взял власть, развязал гражданскую войну, победил в ней и по праву этой победы над народом построил легитимацию личной власти. Этот способ, как и в ордынскую пору, сопровождался репрессиями.

С 1991 г. традиционные механизмы перестали работать. Власть Ельцина строилась на его личной харизме.
Но этого хватило только на несколько первых лет. Слабость самодержавной легитимации - главная проблема постсоветских режимов. Поэтому делаются попытки вернуться к проверенным способам былых эпох.

Передача власти от отца-Ельцина к сыну-Путину напоминает вотчинно-наследственный способ Средних веков.

Присоединение Крыма, собирание земель - это прием легитимации как во времена Московии, так и в петербургский период.

Культ Победы - это попытка возродить культ русского народа, работавший в 20 в. 
Делаются попытки назначить В.Путина смотрящим то ли от Господа, то ли от самой России, обретшей божественную сущность.
Володин: "Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России".

Но в 21 веке это работает плохо. Развитые страны легитимируют политическую власть через закон и выборы. В России нет ни того ни другого. Все держится на самодержавной политической культуре, складывавшейся столетиями. Народ по-прежнему считает себя завоеванным как в 1237 или в 1917 и уверен, что только пинками и генеральским окриком человека можно заставить работать и не воровать.

Сергей Рогов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены