"Революционные бури и дальше будут потрясать основы нашего государства – до тех пор, пока не настанет светлый день справедливости"
Сегодня Америка отмечает один из главных федеральных праздников – День Мартина Лютера Кинга. Слова, которые вы прочитали – из его легендарной речи "У меня есть мечта", с которой он выступил 28 августа 1963-го.
В тот день чернокожий проповедник в центре Вашингтона обратился к 250-тысячной армии людей, вооруженных только силой духа. Эти люди пришли не штурмовать Белый дом и не просить подачек. Они пришли с тем, чтобы на всю страну заявить: их борьба не прекратится до тех пор, пока не прекратятся унижения тех 10 процентов населения США, которые они на этом марше представляли. Окажись их раз в 5-10 меньше – их разогнала бы нацгвардия, как это не раз случалось в прошлом.
Именно после этого марша были приняты революционные для Америки тех времен законы о гражданских правах. Именно этот марш, ставший хрестоматийным примером ненасильственной борьбы угнетаемого меньшинства, сделал необратимым процесс, который скоро привел к равенству черных и белых американцев.
Кстати, методам ненасильственного протеста чернокожий американец Мартин Лютер Кинг учился у индийца Махатмы Ганди, который в свою очередь полагал своим учителем русского мыслителя по имени Лев Толстой.
В начале 60-х в мечту Кинга о равенстве черных и белых скорее хотели верить, чем верили даже самые прогрессивные американцы. Слишком мощной и закостенелой казалась система. Слишком много белых патриотов Америки искренне считали чернокожих людьми второго сорта, а борцов за гражданские права – истеричными выскочками и коммунистическими агентами. Над словами Кинга о том, что однажды черные и белые дети будут играть на одних детских площадках, а их родители обедать в одних ресторанах, смеялись сенаторы и конгрессмены, бизнесмены и журналисты, судьи и полицейские. Все те, от кого, казалось, зависело изменение системы.
Однако мечта убитого в 68-м доктора Кинга сбылась при жизни его ровесников. Уже в середине 60-х были приняты законы об избирательных и гражданских правах, а в 72-м Ширли Чисхолм стала первым чернокожим кандидатом в президенты, а в середине 80-х над фразой "зато у вас негров линчуют" в курилке Останкино смеялись даже советские политобозы брежневской закалки. При президенте-республиканце Рональде Рейгане День Мартина Лютера Кинга стал государственным праздником и выходным днем. Рисуя картину своей мечты, Кинг не упомянул о чернокожем президенте (вслух об этом в Штатах тех лет мог всерьез рассуждать только клинический сумасшедший) – но и эта "фантастика" стала былью меньше, чем через полвека после его исторической речи.
Я убежден: День Мартина Лютера Кинга стоит отмечать не только в Америке, потому что он давно перестал быть символом торжества черных. Сегодня это праздник всех, кто верит в безграничные возможности духа, в то, что кажущиеся самыми несбыточными мечты станут реальностью. При условии, что мечтатели будут не плевать в потолок, а бороться за свои идеалы, как это делал настоящий патриот своей страны проповедник Кинг.
Сейчас, когда Россия продолжает бомбить Украину, а кремлевская пропаганда грозит Западу ядерной войной, разговоры о ненасильственной борьбе за справедливость выглядят наивными. Но все это, по моему убеждению, стало возможным в том числе и потому, что в России ни в нулевые, ни в десятые так и не сформировалось действительно мощное гражданское движение. Я имею в виду не игры разобщенной оппозиционной тусовки, не красивые попытки ярких политиков, а организованное движение объединенных общей целью людей. Не война "красных" и "белых", а борьба за единство нации на основе системы ценностей, которую признают общей все.
Ничего подобного в России не произошло. Но – теоретически – однажды может произойти. Если не случится глобальной войны, в которой путинизм будет похоронен вместе со своими жертвами, история, скорее всего, даст России еще один шанс. И вот тогда новому поколению оппозиционных политиков полезно будет вспомнить уроки доктора Кинга.
! Орфография и стилистика автора сохранены