Оказывается, постправде уже учат будущих журналистов, рассматривая овладение ею, как один из показателей профессиональной годности. Декан Высшей школы телевидения МГУ В.Третьяков: "…Я преподаю по своему учебнику, одна из главных лекций которого называется “ПРАВДА, ЛОЖЬ, ОБМАН И УМОЛЧАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ”. Все эти методы приходится использовать в нашей профессии, чтобы противостоять лжи наших информационных противников". Потому что, поясняет автор, информационная война, а в ней – как на войне. В ней не может быть журналистики, которая не пропаганда. В ней, если хочешь победить, а не капитулировать, допустимы любые средства.
Кажется, понемногу продвигаюсь в понимании своеобразия переживаемого периода российской истории в его соотнесенности с историей предшествующей. Одной из ее особенностей, наиболее выразительно проявившейся в советскую эпоху, была милитаризация повседневности, т.е. перенесение способов управления армией на управление государством и обществом не только в военное, но и в мирное время, уподоблявшееся военному. Соответственно, публичная ложь, как оружие войны, не только допускалась, но и поощрялась. Однако она при этом именовалась правдой и по инерции именуется до сих пор. А теперь это лукавство – по крайней мере, в обучении профессии журналиста - предлагается отбросить и в МГУ уже отбрасывается.
Традиция военизации социума, на которой созидалась и воспроизводилась российская идентичность, возрождается и модифицируется, как ответ на современные вызовы. Использовать для догоняющей мобилизационной модернизации традицию эту уже невозможно, но для выживания постсоветской политической системы она считается пригодной. А так как и в данном отношении у нее обнаруживаются слабости, то появляются и рецепты ее обновления. Можно сказать, что традицию лжи предлагается очистить от лжи относительно ее праведности посредством ее легализации как лжи. Война же, а на войне хорошо все, что ради победы. Иного морального кодекса в журналистской профессии быть не может.
Новаторский опыт декана Третьякова всеобщего распространения пока не получил, и он сетует, что образование журналистов от времени отстает. Наверное, в высоких кабинетах не готовы еще официально санкционировать университетское обучение методикам публичного обмана и предписывать его целесообразность, наряду с правдой и умолчанием. Но и эксперименту в МГУ, насколько понимаю, не мешают.
Помимо прочего, особенность современного российского государства, как и советского, еще и в том, что оно в состоянии погружать служилых людей с этическим убеждениями, будь-то чиновники, следователи, судьи, профессора государственных вузов, школьные учителя или деятели культуры, в ситуации выбора между честью и бесчестием, поощряя бесчестие.
! Орфография и стилистика автора сохранены