В Якутии 17 марта было совершено преступление. Похищена и изнасилована молодая женщина, одинокая мать. Через несколько часов был задержан подозреваемый, 23-летний выходец из Кыргызстана. Вечером этого же дня на Комсомольской площади Якутска собрались тысячи на стихийный митинг. Перед собравшимися выступил руководитель администрации главы и правительства Якутии Федор Борисов, который сказал, что разделяет гнев собравшихся, но предлагает разойтись и собраться завтра на легальное мероприятие в спорткомплексе "Триумф".
На следующий день в Якутск ехали делегации из ближних улусов под республиканскими флагами. В сети появились видео с призывами "начать убивать" гастарбайтеров, на улицах угрожали владельцам фруктовых магазинов и кафе восточной кухни, требовали убираться домой. Мигранты массово отказывались выходить на работу. В Якутске резко сократилось количество маршрутных такси, закрылось большинство продуктовых киосков.
К назначенному часу спорткомплекс "Триумф" был переполнен. Среди собравшихся преобладали молодые мужчины, некоторые в состоянии алкогольного опьянения. Перед толпой выступил глава Якутии Айсен Николаев, слова которого полностью отразили настроения возмущенной публики и придали этим настроениям характер государственной линии. "Прошедший в эти выходные Кубок мира по вольной борьбе показал, как мы умеем принимать гостей", — заявил глава Якутии. И продолжил: "Но когда приезжие нагло попирают наши якутские традиции и наши российские законы, мы не будем это терпеть! Гость, оскорбляющий хозяина в его доме — уже не гость, а враг. Многонациональный народ Якутии избрал меня защитником его интересов, и я буду стоять на их страже".
В том же ключе выступила и мэр Якутска Сардана Авксентьева. "Вроде бы мы терпели, терпели, но думаю, наше терпение лопнуло. Надо нам всем вместе собраться, навести порядок. Мы у себя на родине, у себя в городе, как хозяева нашей земли, и надо это донести", — заявила мэр Якутска.
Чтобы понять масштаб долготерпения якутских властей и местных жителей, а также представить себе истинный размер угрозы, исходящей от гастарбайтеров, обратимся к цифрам. По данным полиции в Якутии в 2018 году было совершено 296 изнасилований, из которых 4 совершили иностранцы. То есть, — 1,35%, каждое 74-е…
Ни одно из 292-х надругательств над женщинами, которые в прошлом году совершили представители многонационального народа Якутии, не вызвало волну народного гнева. Не заставило жителей окрестных улусов в будний морозный день (температура воздуха утром 18 марта в Якутске — минус 26) бросить все дела и поехать в город митинговать и угрожать владельцам и работникам палаток и кафе. Не побудило главу Якутии и мэра Якутска произнести гневные слова о тех, кто "нагло попирает якутские традиции и российские законы". Все эти гроздья народного гнева накопились от 4-х отвратительных преступлений из 296-ти, каждое из которых не менее отвратительно.
Якутское издание "SakhaLife" собрало подборку высказываний столичных "экспертов" по поводу этой трагедии и того, что происходило в Якутии после нее. Все как один поддерживают руководство республики и настроения населения. Вот, например Григорий Тельнов, "журналист" телеканала РЕН-ТВ, дает свою экспертную оценку: "У каждого мигранта в крови сидит идеология сверхчеловека: "Мы потомки Чингисхана". В принципе, так оно и есть". И далее "журналист" Тельнов делает важное обобщение: "ЧП с мигрантами в Якутии — сигнал тревоги не только для республики, но и для всей России. Столицу России, где я живу, в народе уже называют Москва-бадом. Грустная шутка, но она отражает ситуацию. Число мусульман в столице уже исчисляется миллионами". Конец цитаты.
Вы можете себе представить тот кошмар, в котором существует этот человек? Он живет в городе, в котором рядом с ним обитают миллионы потомков Чингисхана. Он проходит мимо них, когда они убирают двор, улыбаются, а сами смотрят своими "сверхчеловеческими" раскосыми глазами. Ездит с ними в метро, где они по причине своей азиатской хитрости и восточного коварства первыми вскакивают, уступая место женщинам. Покупает у них продукты, садится к ним в маршрутку, и в это время вспоминает века ига, сожженные деревни, разоренные города, дань и прочие безобразия. Сердце "журналиста" Тельнова переполняет историческая печаль, и мысли о том, что пора устраивать Куликовскую битву, а еще лучше — стояние на Угре, невольно лезут в голову…
Тут, правда, есть одна проблема. Якуты, как и монголы, и буряты, и все иные коренные народы Центральной Азии и Южной Сибири (согласно распространенной гипотезе, предки современных якутов жили в Забайкалье, куда в свою очередь переселились с берегов Енисея), включая и киргизов, относятся к центральноазиатскому антропологическому типу. То есть являются родственными народами. А значит, по версии "журналиста" Тельнова, в крови якутов тоже должна сидеть "идеология сверхчеловека", и они тоже, видимо, все поголовно должны ощущать себя "потомками Чингисхана"…
ЯКУТСКО-КИРГИЗСКОГО КОНФЛИКТА НЕ СУЩЕСТВУЕТ
В любом народе есть мерзавцы и преступники. В любом народе есть идиоты и провокаторы, готовые из единичного бытового преступления раздуть глобальную угрозу и подвести под нее целую расистскую теорию, докопаться до национальной почвы.
Тот же "эксперт" Тельнов, пугая в популярном якутском издании народ ужасами киргизского нашествия, предлагает вспомнить "банду GTA, которую возглавлял гражданин Киргизии Ибайдулло Субханов — ее участники, выходцы из Средней Азии убивали в Москве и в Подмосковье автомобилистов". Таким как Тельнов бесполезно приводить в качестве контрпримеров массу ОПГ, в которых преобладали славяне, например, цапковскую ОПГ, "тамбовских", "солнцевских", "измайловских" или "курганских"…
В реальности никакого глубинного якутско-киргизского национального конфликта не существует. Армяно-азербайджанский конфликт — есть, глупо отрицать. Узбекско-киргизский конфликт тоже есть. А якутско-киргизского — нет. Поэтому в Якутии все ограничилось выложенными в социальных сетях угрозами и попытками местной шпаны взять гастарбайтеров на испуг. Не было никаких погромов и сколько-нибудь массового насилия в отношении мигрантов. Через два-три дня все вернулось на свои места. Фруктовые палатки, восточные кафе продолжили работу, как и маршрутные такси, водителями которых в основном работают мигранты.
Что же это было? Откуда взялась мощная волна ксенофобии, захватившая множество людей, и в том числе руководителей республики и столичного города, сделавших громкие публичные заявления вполне ксенофобского толка про "врагов", "лопнувшее терпение" и вот это все?
"ЭТО — НАШЕ МЯСО!"
Есть одна особенность якутской антимигрантской волны, которая отличает ее от, например, беспорядков в Бирюлево в 2013 году, поводом к которым стало убийство местного жителя Егора Щербакова мигрантом-азербайджанцем Орханом Зейналовым. Для начала можно просто сравнить фотографии двух митингов: в Бирюлево есть представители обоих полов, в отличие от митинга в Якутске, на котором практически нет женщин — одни мужчины, в основном — молодые.
Якутская ксенофобская волна имеет еще и ярко выраженное гендерное измерение. Помните прошлогодний мундиаль? Истерику в СМИ и социальных сетях по поводу того, что наши девушки гуляют и обнимаются с иностранными болельщиками? В социальных сетях были созданы специальные группы, где выкладывались фото россиянок с иностранцами, сопровождаемые бранью и оскорблениями, призывами найти в реале и покарать за распущенность, а главное, за отсутствие патриотизма. "Концептуально" это мракобесие было изложено в опубликованной 27 июля 2018 года в "Московском комсомольце" статье Платона Беседина "Время шлюх" — про то как россиянки на мундиале "позорят себя и страну". Один из вариантов государственной позиции изложила председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева, которая потребовала, чтобы россиянки не вступали в интимные связи с иностранцами. Как стало известно Тамаре Васильевне, от таких связей бывают дети. "Хорошо, если одной расы, а если другой расы, то вовсе", — ужасалась председатель думского семейно-гендерного комитета.
Волна народного гнева в Якутии отличается от волны народного гнева во время мундиаля тем, что в первом случае поводом было отвратительное преступление, а во втором — "отвратительное", по мнению гневающихся, поведение. Объединяет эти гневные волны избирательная направленность гнева. В случае мундиаля осуждаемым поведением является не предполагаемая "доступность" девушек, а их "доступность" для иностранцев. В якутском случае маркером, который выделил преступление, ставшее спусковым крючком для всенародного гнева из почти 300 аналогичных преступлений, было то, что преступник, посягнувший на "нашу женшину", — чужак, гастарбайтер.
Тут ключевое слово "наша". В данном контексте это местоимение означает не только и не столько принадлежность к группе, в том смысле что это — гражданка России. Поводом для гнева стало то, что она — "наша" в том смысле, что она принадлежит нам всем, ее тело — наша общая собственность, которой попользовался чужак, нарушивший тем самым право коллективного владения.
В основе прошлогодней истерики во время мундиаля и недавней волны народного гнева в Якутии лежит отношение к женщине как к мясу, которым может пользоваться только тот, у кого на это есть право коллективной собственности.
"Это — наше мясо!" — вопило коллективное бессознательное в Якутии. "Руки прочь от предметов нашего общего потребления!" — надрывались поборники "патриотического секса" в группе Buceta rosa, созданной "ВКонтакте" во время чемпионата мира по футболу для обливания помоями россиянок, которые общаются с иностранными болельщиками…
Древние стереотипы и архаические инстинкты толпы — не повод для морализаторского осуждения. Вопрос не в их наличии — оно неизбывно — а в том месте, где они находятся и как проявляются. В современном нормальном обществе их место — в подвале. В больном обществе эти стереотипы и инстинкты разгуливают по СМИ и по коридорам власти, их рупором становятся депутаты и журналисты. Роль и ответственность элиты не столько за состояние общества, сколько за вектор движения. В России элита толкает страну вниз и назад, в архаику и ксенофобию. И события в Якутии это еще раз подтвердили…
! Орфография и стилистика автора сохранены