Навальный обсуждает древний, как г***о мамонта, вопрос: можно ли хорошим людям, ради всего доброго, вечного, светлого поддерживать откровенное зло? Можно ли ради детских больниц и хосписов поддерживать Путина? Можно ли ради спасения одного человека сегодня нахваливать режим, который, вероятно, уморит тысячу завтра?

В целом я согласен с Алексеем: если хороший человек вступает в, прости господи, ОНФ, то хорошему человеку следует напомнить, что ОНФ - место не для хороших людей, а загон для жуликов, воров и политических проституток.

Однако, вопрос этой моральной дилеммы интереснее рассмотреть шире. В чем суть дилеммы? Первым делом, дилемма выстраивает противоречие между эмпатией и рациональностью. Эмпатия подталкивает нас к тому, чтобы помочь конкретному человеку, чьи страдания мы непосредственно видим. Для того, чтобы предпочесть этому безликие тысячи в будущем требуется холоднокровный рациональный расчет в духе "максимизации блага".

Этично ли предпочесть спасение тысяч смерти одного? Этично ли предпочесть одного безликим тысячам? Вопрос становится особенно мучительным, если представить, что этот один - ваш родственник, друг или даже вы сами.

А все потому, что вопрос с подвохом. Примерно как вопрос про два стула или вилку в глаз. Здесь просто нет правильного ответа в рамках заданных опций. Неэтично - вообще предпочитать одних людей другим. Потому что все люди уникальны. У каждого человека есть права. И каждый человек чей-то родственник, друг или хотя бы хочет жить.

Поэтому настоящая цель - это выстроить такую систему общественных институтов, в которой мгновенная эмпатия не будет идти в ущерб будущему. А рациональный расчет не будет идти в ущерб настоящему. Возможна ли такая система? Опыт развитых стран показывает, что да.

Это только мы пойманы в философской "проблеме вагонетки", где можно переключать рычаг, чтобы поезд переехал одного или пятерых, но нельзя остановить поезд или отвязать привязанных к рельсам людей. Важно понимать, что дилемма навязана нам сверху. Эти правила аморального выбора созданы нынешней властью.

Остался вопрос: зачем? Уж не затем ли, чтобы можно было сказать всем и каждому: "Посмотрите на себя, вы тоже морально амбивалентны, вы тоже совершали неэтичный выбор и жертвовали кем-то, вы по сути ничем не лучше нас: Сурковых и Володиных, Шуваловых и Грефов и т.д."?

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены