Совсем недавно я, идя от взаимопоглощения галактик и закона превращения драконобойца в поверженного монстра, чуть-чуть порассуждал о том, как социальная сила, победившая предшественника, усваивает его свойства (см. Приложение).
Но этого мало - она, пусть и частично, усваивает его "путь" (его историческую "карму").
Так, например, "демократы-91" (точнее, буржуазные революционеры и буржуазные реформаторы) решили стать "немного КПСС". И через положенное число лет их пожрало "НКВД". Зато обломки КПСС стали своим историческим антагонистом. Я не про заигрывание с православием и русской патриархальностью, а про превращение в партию преимущественно интеллигентскую и мелкобуржуазную, рьяно выступающую за "многопартийность" и "парламентаризм".
Однако значительно интереснее посмотреть на механизм драконизации рыцаря подробнее - например, куда денутся полупереваренные остатки предыдущего драконоборца из драконьего желудка.
Игры с диалектическим синтезом предшествующих социальных (идеологических) антагонистов давно известны.
Я постоянно обращаю внимание, что новая идея, охватывающая общество, это всегда – соединение антагонистов предыдущего поколения. Например, "черносотенный большевизм" Сталина, "троцкистский сталинизм" Хрущева, "сахаровский солженицизм" путинизма.
Сам марксизм был сплавом радикально-масонского просветительства с радикально-антилиберальной католической контрреформацией.
Когда Ленин писал о "трех составных частях", он деликатно упустил четвертую – иудейский мессианизм, ставший очень важной компонентой протестантизма.
Схема чуть усложняется, если исходить из восточной концепции ИНЬ-ЯН.
Тогда мы получаем в результате синтеза не просто нового дракона (Дракона-2) на месте торжествующего Ланселота [кошмар, который не решился описать Шварц, сделавший псевдодраконом комичного Бургомистра – предвидение из 1942 года бывшего бургомистра Кельна Аденаура], но и "оланцелотившегося" от пережитых страданий от ран Дракона-1.
Можно ведь реконструировать историю захваченного драконом Города и представить, что сперва молодой и благородный Дракон-1 прогнал тиранившего Город Герцога (как в "Городе мастеров"), предотвратил эпидемию кипячением озера, избавил – по многочисленным просьбам горожан – Город от "мигрантов" (цыган – эвфемизм евреев). И лишь потом стал просить девиц для БДСМ – как и граф Жиль де Ре, отважный сподвижник Жанны из Домреми, создавший "жандармерию" (рыцарскую гвардию).
Но попробуем опуститься на уровень глубже и предположить, что при поглощении социокультурной сущности сущностью, внутри распадается предыдущий синтез, и мы получаем не двусоставной, а четырехсоставной феномен.
Поэтому Ленин и писал о трех источниках марксизма.
Или четырех, если добавить библейский "пророческий" коммунистический эсхатологизм ("истинный социализм"), которому Маркса учил редактор "Рейнской Газеты" (Rheinische Zeitung) знаменитый Мозес Гесс (Moses Hess), автор на три десятилетия упредившего Теодора Герцля труда "Рима и Иерусалима" (1862; Rom und Jerusalem, die letzte Nationalitatsfrage) и ключевого для марксизма понятие "отчуждение".
Таким образом, в результате конфронтации социально-исторических сущностей, в т.ч. доктрин, по итогам их "аннигиляции" мы получаем пару сущностей второго порядка. Внутри каждой из которых фрагменты четырех предшественников (спускаться по гениалогическому древу дальше - занятие увлекательное, но лишь усложняющее изучение исторических процессов).
А дальше – побежденная сущность входит в коалицию с "полупереваренным" бывшим победителем и начинает вытеснять нового победителя – превращение ИНЬ с ЯН и наоборот.
Например, идеология контрреформации, вошедшая интегральной частью в то, что марксисты назвали "французский утопический социализм", постепенно превратила коммунистические партии в псевдокатолическую церковь, советская практика стала инквизиционной, и в советской идеологии восторжествовала иезуитская "прикладная телеология" ("средства освещают цель").
Зато, с другой стороны, бывшие африканские и восточноазиатские коммунистические режимы стали после 1991 года последовательными рыночниками.
Даже арафатовский ФАТХ сейчас стал самой либеральной силой в Автономии.
Если вернуться к вариациям пьесы Шварца, то можно придумать приквел о том, как герой, победивший дракона и неосторожно ставший им (условный Персей), дает себе клятву как можно дольше оставаться человеком, прогоняет обнаглевшего феодала, стремится править справедливо и защищать освобожденный край, но ему нужно все больше мяса, а потом он – сперва с ужасом и отвращением – чувствует непреодолимую тягу к девицам… с которыми сначала даже старается быть нежным.
И сиквел… С одракониванием Ланцелота, прогнавшего недобитыша от детей (за рисунок смешного драки - порка), свергшего наглого Бургермайстера и его прихлебаев и объявляющего "эру милосердия", в которой каждый "вор будет сидеть в тюрьме"… Нечто в духе "Носорогов" Ионеску…
* * *
Приложение
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ДРАКОНОБОРЧЕСТВА
"Астрономы Университета Западной Австралии объяснили, почему в Большом Магеллановом Облаке (БМО) часть звезд перемещается против часовой стрелки вокруг центра, когда остальные движутся в обратном направлении.
По мнению ученых, это объясняется тем, что данная карликовая галактика поглотила другую карликовую галактику 3-5 миллиардов лет назад <...> Исследователи провели гидродинамическое моделирование процесса слияния галактик и выяснили, что наблюдаемая картина соответствует сценарию столкновения".
В этой информации моё внимание привлекло два момента.
Первый. Что для изучения гигантских космических процессов нормально применять аналогии с водными процедурами.
Тут я, в свое время рассказавший, что в отрочестве, наблюдая затем как выстраиваются пенные островки в ванной при создании легкой волны (похлопование ладонью по дну), получил ту самую картину "необъяснимого" соединения звездных скоплений почти прямыми линиями звездных туманностей, которые авторы научпоповской литературы начала семидесятых сочли признаком астроинженерной деятельности высших цивилизаций, окончательно перестал чувствовать себя странным чудаком.
Если межгалактические процессы можно моделировать кругами на воде, то уж конфликты цивилизаций моделировать, подливая молоко в кисель, тем более можно.
Второе. Факт изменения вращения галактики после поглощения ею другой, вращавшейся в обратную сторону, напомнил мне о древнем поверье, что если победитель дракона немедленно не выпьет волшебное зелье и/или не использует заговоренный талисман, то он сам станет побежденным чудовищем.
Но если волшебные саги иллюстрируют процессы во вселенной, то может быть, этому есть и социально-исторические аналогии?
Вот, например, европейский феодализм победили две главные силы - либеральные философы-идеологи и национальные гвардии (ополчения), ставшие прообразом призывных армий.
И в результате, именно академическая сфера и массовые армии стали впоследствии наибольшим воплощением феодальных принципов.
Другие аналогии предлагаю подыскать моим кротким в своем долготерпении читателям. Как и рецепт "защитного зелья".
* * *
Приложение 2.
1. Всё-таки я безнадежно старомоден. Я еще помню, что мем (meme) — социокультурный квант/ген, и что концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Клинтоном Докинзом [тем самым - главным атеистом современности] в 1976 году в книге "Эгоистичный ген". Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и также, как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Распространение влияния культур и цивилизаций Докинз считал именно следствием экспансии мемов, а не перемещением или/и экспансией представителей данной культуры.
Я со своей стороны рассматриваю мемы скорее как кванты. И предлагаю богатейшую тему - квантово-волновая теория культуры.
Первым же проявлением этой теории я полагаю мое объяснение эффекта "зеркальности" межцивилизационных границ (впервые у А.А. Пелипенко и И.Г.Яковенко)*.
Примечание. В моей терминологии - это "вертикальное зеркало" ("горизонтальным зеркалом" я именую имеющие те же свойства границу между тем, что в работах** Александра Самойловича Ахиезера именуется "глобальный модифицированный инверсионный <исторический> цикл", а я называю "эон").
Так вот - эффект "перевёрнутой зеркальности" цивилизационных или "хроноцивилизационных" границ я объясняю тем, что социокультурная "мембрана" пропускает из чужой культуры (или из прошлой эпохи) только часть мемов, что создает эффект "узкой щели", а этот эффект уже приводит к эффекту "Камеры обскуры" при переносе культурного воздействия, а также эффекты дифракции и интерференции встречных потоков мемов.
То же, что именуется "мэмом" сегодня, спокон века считалось "штампом".
_______
* Андрей Анатольевич Пелипенко, Игорь Григорьевич Яковенко. Культура как система. М.: Издательство "Языки русской культуры", 1998. - 376 с. ISBN 5-7859-0047-6
** Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — Т. 1. От прошлого к будущему. — 804 с.
Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? /издание=2-е изд., испр. и доп.. — М.: Новое издательство, 2008. — 464 с. — ISBN 978-5-98379-099-5.
* * *
2. Не знаю огорчит это или обрадует, но Россия пересекла границу в 20% (1/5) своего нового (пятого) эона русской истории, начавшегося в середине ноября 2016 года.
Для предыдущего эона (или в терминологии Ахиезера - Второго - постсоветского - инверсионного цикла - у меня он Четвертый, я выделил еще Петровско-петербургский "эон"), это совпадает с началом марта 1997 года.
В предпредыдущем "эоне" (у меня третий - Новомосковский или Советский) - это соответствует рубежу август-сентябрь 1934 года.
Во втором - Петербурском "эоне" это 1742 год.
В первом - Киевско-Владимирско-Московском - это приблизительно 1270 год.
Примечание. Каждый мой "эон" в три раза короче предыдущего (год - за три) и события в нём развиваются "зеркально" - при любой исторический бифуркации развитие происходит по сценарию, альтернативному тому, что при аналогичном кризисе реализовался в предыдущем "эоне".
* * *
3. Благодаря Максиму Михайличенко сообразил (как развитие темы "Аватара" [см. мое старое "Аватара американской мечты"], что как герой Джеймса Кэмерона становится "машиахом" (только вместо Адоная - демократические традиции американской цивилизации) для туземцев Пандоры, так и Румата (Рыцарь-Штирлиц) - это "машиах" - Гуманоиеговы человечества "Мира Полудня".
"Трудно быть богом" - это именно житийственный жанр. "Хасидская"* версия святого спасителя, начало гуманистическо-сотерологической церкви в Арканаре (Румата же "вознесся", сокрушив Орден, а фильме Петера Фляйшмана "Es ist nicht leicht ein Gott zu sein", 1989 - и Веселую Башню).
Поэтому фильм Алексея Германа-мл. вызывает такое раздражение - как Га-Ноцри, попадающий на страницы "Декамерона".
Мое продолжение событий в фильме Фляйшмана см. "Дни Араты Великого. История победившей Арканарской революции".
_____
* "Горан Ируканский в "Истории Пришествия" писал: "Когда бог, спустившись с неба, вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в грязи". - За что Горана и сожгли, - мрачно сказал Румата" - "Кто хочет вытащить ближнего из грязи, должен сам опуститься в грязь, чтобы подать руку помощи" (Исраэль бен Элиезер Баал-Шем-Тов - Бешт).
! Орфография и стилистика автора сохранены