По сообщениям из Кишинева, 18 декабря Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Молдовы отозвало для консультаций посла республики в Российской Федерации Андрея Негуцу.
"В связи со случаями преследования и запугивания органами Российской Федерации официальных лиц и политических деятелей Республики Молдова, их активизацией в последнее время и отсутствием реакции на неоднократные официальные обращения молдавских властей по поводу этих случаев, МИДЕИ решил отозвать для консультаций посла Андрея Негуца на неопределенный срок", — говорится в распространенном в понедельник сообщении ведомства.
По его данным, "в ходе консультаций будут рассмотрены пути преодоления сложившейся ситуации, позволяющие избегать в будущем действий, которые могут подорвать двусторонние молдавско-российские отношения", которые, как считают в Кишиневе, "должны основываться на дружбе, доверии и взаимоуважении".
Это был ответ Кишинева на розыск молдавского политика В. Плахотнюка. В начале декабря следственные органы России объявили в международный розыск лидера правящей в Молдавии Демократической партии и фактического руководителя страны, олигарха Владимира Плахотнюка по обвинению в покушении на убийство. Басманный суд Москвы также принял заочное решение об аресте Плахотнюка.
Между тем известный своими пророссийскими взглядами президент Молдовы Игорь Додон, заявил, что возмущен решением внешнеполитического ведомства отозвать Негуцу. Как неоднократно заявлял глава молдавского государства, внешнеполитическое ведомство блокирует его усилия по "восстановлению отношений с Россией". Дело в том, что А. Негуца является выдвиженцем Додона и отвечает за его связи с российскими "партнерами".
Несколько ранее, в начале декабря Баку отклонил кандидатуру нового посла России в Азербайджане. Как писали местные СМИ, азербайджанские власти отказались выдавать агреман на назначение Георгия Зуева главой российского диппредставительства в Баку.
Кандидатуру Георгия Зуева, занимающего в российском МИД должность заместителя директора департамента кадров, Госдума утвердила еще в июле. По данным некоторых СМИ, в Баку Зуев вызвал беспокойство тем, что у него нет опыта работы в регионе. Другой важной информацией является то, что, согласно некоторым источникам, Азербайджан является приоритетным направлением сегодня в политике России, а потому и сейчас идет массовое пополнение в дипломатическом ведомстве России в Баку, и считать, что они дипломаты, а не сотрудники тех или иных служб, было бы просто наивно. В такой обстановке азербайджанское государство оперативно продемонстрировало свою реакцию на данные события.
Есть и другая точка зрения, а именно: азербайджанские элиты опасаются факта направления в страну указанного "дипломата" с тем, чтобы повлиять на выборы президента Азербайджана, запланированные на следующий год. Как бы то ни было, несомненно, подобное решение Баку — опасный сигнал для Москвы, которая стремится расширить своё влияние в Закавказье.
Итак, "самый могущественный деятель в мире" по версии кремлевских СМИ и российских обывателей получает неприятные люли не от "зловредного" Запада, а от ближайших соседей. Между тем в случае с Молдовой, учитывая эволюцию политики РФ по отношению к ее территориальной целостности — проблема оккупированного Приднестровья и неоднократные в прошлом случаи отзыва послов, — не вызывает особого удивления.
Следует напомнить о том, что Молдова уже много лет безуспешно требует от Кремля вывести войска из Приднестровья. Однако Россия отказывается выполнять соответствующие обязательства, взятые на себя в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, под резолюцией которого поставил подпись Б. Ельцин.
Тем не менее 2 мая этого года Конституционный суд (КС) Молдовы постановил, что нахождение на территории страны воинского контингента или военных баз, контролируемых другими государствами, является неконституционным. При этом КС отметил, что "военная оккупация части территории Республики Молдова (РМ) в момент провозглашения нейтралитета и в условиях отсутствия международного признания и гарантии этого статуса не влияет на действительность конституционных положений о нейтралитете" Республики Молдова.
7 декабря глава Министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Андрей Галбур на саммите глав МИД ОБСЕ в Вене, призвал Россию вывести войска из Приднестровья, согласно международным обязательствам. "Республика Молдова глубоко обеспокоена длительным нелегальным военным присутствием на нашей территории. И мы решительно подтверждаем наш призыв полностью вывести российские войска с территории Молдовы, согласно международным обязательствам и Конституции Республики Молдова", — сказал Галбур.
Что касается отклонения кандидатуры нового российского посла в Азербайджане, то это первый подобный случай в отношениях России и постсоветских республик. Думается, что для Москвы такой шаг был неожиданностью, учитывая факт сближения в последнее время двух стран и постоянных встреч между Путиным и Алиевым, на которых слышатся заявления о стратегическом характере отношений.
Между тем официальная Москва отказ Азербайджана не комментировала. По некоторым данным, тема нового посла обсуждалась в ходе встречи С. Лаврова с И. Алиевым в Баку в середине ноября. После этого Путин подписал указ об освобождении от должности прежнего российского посла в Азербайджане Владимира Дорохина, проработавшего в закавказской республике с 2009 года. Официальный представитель МИД РФ М. Захарова 6 декабря сообщила, что до следующего года исполнять обязанности посла России в Азербайджане будет временный поверенный в делах Олег Мурашев.
Бывший замминистра иностранных дел РФ, ведущий сотрудник ИМЭМО РАН Г. Кунадзе в эфире радиостанции "Эхо Москвы" назвал отказ согласовать кандидатуру Зуева на должность посла в Баку чрезвычайной ситуацией. "Это достаточно редкая вещь. Отказ в выдаче агремана послу другой страны — это, конечно же, я бы сказал, чрезвычайное пришествие", — подчеркнул он.
Вместе с тем Г. Кунадзе обратил внимание, что, как правило, если существуют основания предполагать, что могут возникнуть трудности с получением агремана, кандидатуру посла предварительно обсуждают с Министерством иностранных дел той страны, где ему предстоит работать. Он не исключает, что российская сторона ожидала от Азербайджана автоматического одобрения кандидатуры Г. Зуева.
"Обычно страны делают все, что от них зависит, чтобы избежать таких ситуаций. Здесь, значит, не сработало. А может быть, никому и в голову не могло прийти, что Азербайджан откажет", — отметил он.
А Азербайджан отказал, и это стало отражением того, что процесс дальнейшего сближения двух стран не такой уж лёгкий и гладкий, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на все усилия Кремля по развитию "братских отношений" с соседним Азербайджаном, все же азербайджанское общество пока еще не преодолело болезненный синдром поддержки Армении со стороны России по карабахскому вопросу. Это является главным препятствием по выходу отношений двух стран на совершенно иной уровень. Видимо, на это и рассчитывают западные политики и дипломаты, считающие, что нерешенность карабахского вопроса не позволит Азербайджану слишком далеко зайти в отношениях с Россией.
При всем различии молдавской и азербайджанской ситуации с послами, тем не менее становится все более очевидным, что полуизолированное положение, в котором оказалась Россия, международные санкции, введенные против путинского режима, начинают оказывать негативное влияние на отношения Москвы с бывшими "собратьями" по СССР и немногочисленными союзниками в рамках СНГ, так как его члены, как и другие постсоветские партнёры, не совсем согласны с вызывающей внешней политикой Путина.
Несмотря на усилия и провокации Путина по восстановлению влияния России на постсоветском пространстве, Содружество Независимых Государств все больше напоминает плохо дирижируемый оркестр, где музыканты исполняют свои партии в разнобой, а некоторые — просто фальшивят.
Так, Украина, Грузия и Молдова, подписав с ЕС Соглашения об ассоциации, стали пионерами на постсоветском пространстве (не считая стран Балтии), определили для себя европейский вектор своего развития. Оставив таким образом одних под евразийским "зонтиком" России — Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию, — в рамках так называемого ЕАЭС, и других, пустившихся в самостоятельное "плавание" — Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан и Таджикистан.
В итоге между евразийским и европейским интеграционными процессами остаются последние четыре государства СНГ. Как долго они будут находиться в таком состоянии, покажет дальнейшее развитие событий. Тем не менее Москва не теряет время и регулярно, различными методами, главным образом путём "кнута и пряника", предпринимает попытки по вовлечению их в свою орбиту.
Случай с новым российскими послом в Азербайджане демонстрирует, что делать это Москве становится все труднее.