Мочалов, который не раз говорил о своем авторстве, в то время как Иванов лишь отредактировал статью "Покажи мне свой язык, и я скажу — кто ты", оспаривал решение о признании ее экстремистским материалом, вынесенное в июле 2012 года. Мочалов также пожаловался в ЕСПЧ на
прослушивание его телефонных разговоров якобы по подозрению в организации экстремистского сообщества.
ЕСПЧ задал российским властям вопросы в связи с этими жалобами. В частности, не явился ли запрет нарушением прав на свободу выражения мнения, гарантированного ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; был ли этот запрет необходимым в демократическом обществе, учитывая ситуацию в регионе, в частности с лингвистическими правами национальных меньшинств; могла ли публикация статьи привести к насилию или другим опасным последствиям;
была ли необходимость запрета убедительно доказана национальными судами, указывали ли они, какие именно высказывания в статье вызвали их претензии и основывались ли при этом на лингвистической экспертизе.
Суд также спросил, было ли установлено авторство Иванова и не нарушило ли его права преследование по ст. 282 и прослушивание телефонных переговоров, учитывая его политические взгляды и журналистскую деятельность.
Кроме того, суд спросил, не было ли нарушено право Иванова на справедливый суд, была ли у стороны защиты возможность представить свои свидетельства по делу. По жалобе Мочалова ЕСПЧ задал вопрос, были ли вескими основания подозревать его в организации экстремистского сообщества, пропагандирующего пан-тюркизм, сепаратизм и национальное превосходство, чтобы прослушивать телефонные разговоры, и не были ли нарушены права на тайну личной жизни и свободу собраний.
"Сова" считает запрет статьи "Покажи мне свой язык, и я скажу — кто ты" и преследование Иванова по факту ее публикации неправомерными. В ней в экспансивной публицистической манере обсуждается неравноправное, на взгляд автора, положение чувашей по сравнению с русскими, гонения на чувашский язык, отмечаемые в республике, и порицается имперская политика в отношении чувашей.
Статья, безусловно написана с позиций чувашского национализма, содержит некорректные высказывания о русских,
которые можно расценить как язык вражды, и противопоставление их "законопослушным чувашам", угнетаемым на протяжении столетий. Однако в материале отсутствуют призывы к чему-либо и нет утверждений, возбуждающих ненависть.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter