Помните у Булгакова описание "Массолита" в "Мастере и Маргарите"? А пьесу Войновича и Горина "Кот домашний, средней пушистости" помните? Эти тексты – неплохое подспорье для понимания того, что произошло в Русском ПЕН-центре в середине декабря 2016-го и завершилось вчера, 10 января 2017-го. Времена, вроде, другие, а люди все те же.
Вчера поэт и публицист Лев Рубинштейн заявил о выходе из состава Русского ПЕН-центра. В своем обращении к коллегам он объяснил, что раскол "обнажил вполне сущностную стилистическую несовместимость". "Эти "стилистические расхождения", - пишет поэт Рубинштейн, - "обозначили – по крайне мере для меня – неуместность и мучительную двусмысленность самой моей принадлежности к организации, руководство которой изъясняется – в том числе от моего имени – на таком языке".
Писатель Александр Иличевский вышел из Русского ПЕН-центра тихо, почти молча. Просто сказал, что выходит.
Григорий Чхартишвили объяснил свое расставание с Русским ПЕН-центром тем, что он (ПЕН-центр, а не Чхартишвили) не является тем, за что себя выдает. Поскольку задачи мирового ПЕН-движения – бороться за свободу выражения и защиту писателей, которые за свои взгляды подвергаются преследованиям. "Российский ПЕН-центр этим не занимается, а значит, никакого отношения я к нему не имею", - сообщил писатель Чхартишвили в своем заявлении.
Еще 47 членов российского ПЕН-центра заявили о прекращении всяких отношений с действующим исполкомом этой организации и потребовали срочного созыва внеочередного общего собрания. Среди них: Александр Архангельский, Михаил Берг, Александр Гельман, Денис Драгунский, Тимур Кибиров, Владимир Сорокин и другие.
О причинах раскола лучше всего скажет Протокол № 12 исполкома Русского ПЕН-центра от 28.12.2016. В пункте под названием: "О членах ПЕН-центра, грубо нарушивших устав" за неоднократные нарушения устава приговорили: Г.Петухова к приостановлению членства на 1 (один) год за попытки срыва собрания и оскорбление писателей; М.Вишневецкую приговорили к строгому предупреждению за тенденциозную видеосъемку и ее распространение. И, наконец, к высшей мере, к исключению, приговорен С.Пархоменко. За провокационную деятельность.
Кроме того, Сергею Пархоменко исполком уделил особое внимание и посвятил ему специальное приложение к протоколу, написанное в весьма художественном стиле, том самом, который непонятно почему так не понравился поэту Рубинштейну. Подозреваю, что это зависть, поскольку самому Льву Семеновичу этот стиль явно недоступен.
Вот послушайте: "Блогер Сергей Пархоменко, воспитанник комсомола и имеющий в правозащитных кругах репутацию "провокатора с Болотной", вступил в нашу писательскую организацию лишь для того, чтобы разрушить ее изнутри, превратив, вопреки Хартии и Уставу, в оппозиционную партию… Сейчас он живет в Америке, но и оттуда продолжает лгать по радио" Конец цитаты.
Это писала рука мастера, и Вам, дорогой Лев Семенович, до этой вершины стиля не дотянуться! В скупых строчках сразу пять доносов, причем, в разные организации. "Блогер Пархоменко" - это к писательской общественности, мол, не писатель это, а самозванец. "Воспитанник комсомола" - это - либеральной аудитории Сергея Пархоменко, чтобы знали, кого они читают и слушают. "Провокатор с Болотной" - это гражданским и политическим активистам и правозащитникам, среди которых Пархоменко приобрел немалый вес, в том числе своей работой в проекте "Диссернет".
Насчет стремления Пархоменко "превратить писательскую организацию в оппозиционную партию" - это к властям, а заодно и к Венедиктову, который, как известно, публично заявляет, что не жалует политически ангажированных ведущих, и не допустит превращения "Эха" в оппозиционную радиостанцию. И, наконец, самое прекрасное, венец доносительского мастерства. Вот оно: "Живет в Америке, но и оттуда продолжает лгать по радио". Несложно соединить два стоящих рядом предложения, чтобы сообразить, что и проник-то этот самый так называемый блогер в писательскую организацию по заданию сами-знаете-кого-в-США. Внедрился на маслозавод (зачеркнуто) в ПЕН-центр, чтобы сыпать гвозди в масло (зачеркнуто) разрушить изнутри. Адресат на Лубянке вполне в состоянии эту шифровку правильно прочитать.
Сам Сергей Пархоменко считает, что "они сломались на Сенцове". Так он написал в своем блоге на "Эхе" от 10.01.2017. Действительно, это было пожалуй, самое яркое действие руководства ПЕН-центра, когда они поспешили отмежеваться от тех сотен литераторов, которые требуют освобождения режиссера Олега Сенцова и с этой целью руководители ПЕН-центра написали вполне позорное обращение к Путину, в котором просят его "содействовать смягчению условий содержания этого кинорежиссера и писателя", а также подробно разъяснили, почему российское законодательство запрещает его помиловать, а тем более признать невиновным.
Сергею Пархоменко грех жаловаться, поскольку стараниями исполкома ПЕН-центра он оказался в неплохой компании. В 1946 году после доклада Жданова и постановления "О журналах "Звезда" и "Ленинград" из Союза писателей СССР были исключены М.Зощенко и А.Ахматова. В 1957 за издание в Италии "Доктора Живаго" из СП исключили Пастернака. Потом Синявского с Даниэлем, Коржавина с Солженицыным, Галича с Ерофеевым. Так что Сергея Пархоменко можно поздравить с зачислением в такой ряд и пожелать соответствовать и не слишком зазнаваться.
В Союзе Писателей СССР в конце существования советской империи было 9920 членов. Примерно один писатель на 28 тысяч человек. Это значит, что в каждом райцентре должен был непременно жить один писатель. Это как минимум. А то и два, или три. Сегодня в Российском ПЕН-центре 429 членов. А есть еще несколько писательских союзов. Так что общая численность людей, имеющих официальную бумагу, подтверждающую, что они писатели, на душу российского народонаселения, скорее всего, приходится не меньше. В советские времена в СП СССР стремились попасть из-за благ, даваемых статусом: путевки, дефицит, те же пресловутые шапки. Это все в прошлом. Остается нематериальное благо – престиж.
Традиционные постсоветские союзы писателей себя настолько дискредитировали, что числить себя в этой компании как-то не очень… ПЕН-центр это другое дело. Это – национальная структура ПЕН-клуба. Того, где президентами в разные годы были: Джон Голсуорси, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Альберт Моравиа, Артур Миллер, Генрих Бёлль. Чувствуете, какой запах? И вот мы тут тоже как-то так… В общем мы тоже тут, в этой компании.
Это я к тому, что шансы на преодоление раскола в дальнейшем, полагаю, равны нулю. Не смогут люди, написавшие и согласившиеся с содержанием протокола № 12, находиться в одной организации не то что с Рубинштейном, Акуниным и Пархоменко, но и с Архангельским, Драгунским и Сорокиным. А значит, выход для всех, кто с этой протокольной стилистикой и этикой доноса не согласен, только один. Это – на выход, простите за каламбур. Что же касается Русского ПЕН-центра, то это уже вопрос репутации международного ПЕН-клуба. Хороший вариант, если они, разобравшись в ситуации, просто отмежуются от доносчиков, выдающих себя за правозащитников. Если же нет… Это не первая международная организация, в истории которой есть позорные страницы.
! Орфография и стилистика автора сохранены