Мне очень забавно наблюдать широкую, поистине всенародную поддержку российским средним классом Дональда "Дака" Трампа, а главное – этого класса совершеннейшее непонимание, почему в США его поддержка – удел "белых, не окончивших колледж" (в сопоставимых социальных координатах – это эквивалент русских дворников и грузчиков в Москве), а молодые образованные белые поддерживают пожилого троцкиста Сандерса и избрали Садика Хана мэром Лондона, а "сандиниста" Билла де Блазио – мэром Нью-Йорка.

Мои наблюдения наложились на перипетии полемики между историком Александром Львовичем Яновым и социологом Игорем Моисеевичем Клямкиным о потенциале европеизма в Московской Руси 15-16 веков, на полях которой прошла и моя полемика с Клямкиным.

В результате попыток осмысления всего происходящего я решил еще немного развить свою антинаучную и антинародную теорию "трех реформаций", добавив в нее четвертую.

Очень кратко. "Реформация" в моем представлении - это спонтанно возникающий фазовый переход народа/культуры или локальной цивилизации ("материнской" или "дочерней").

Этот переход происходит всегда на один "такт" и кардинально меняет весь социум, хотя это происходит долго и неравномерно. Самые известные реформации – это Переход к античного или древневосточного общества к Средневековью и Переход от Средневековья к Новому времени (Модерну), начавшийся именно с Европейской Реформации. Первый Переход я про себя называю "католицизацией", а Второй – "веберизацией" - в честь Макса Вебера, отметившего стремление к "расколдовыванию мира", к рационализации сознания и к созданию либерального общества – как идеального для существования носителей логико-рациональной ментальности и библейской этики. Культура Первой Реформации объективно устремлена ко Второй…

Следствием этого, кстати, и стал повсеместный крах социализма, подтвердивший правоту Маркса и Плеханова о невозможности строительства социализма из феодализма. Дело в том, что большевики-ленинцы всех изводов, бросившиеся рвать самые "слабые", т.е. самые архаичные, самые средневековые "звенья в цепи империализма", данные социумы "католицизировали" - делали неким аналогом Высокого европейского средневековья. Но после этого в подвластных им странах довольно быстро начиналось движение к следующей – прорыночной, продемократической трансформации. И коммунисты всех мастей с растерянностью и ужасом видели неудержимую "реставрацию капитализма", жесточайшей, но бесплодной борьбе с которым целиком посвящали последние десятилетия своего правления.

Потом я добавил Нулевой Переход – от догосударственной и раннегосударственной архаики к имперско(монархо)-храмовому обществу, в исторической науке называемому Агро-грамотным.

Мне уже приходилось отмечать, что поскольку судьба послушных ведет, а упрямящихся – тащит, то "социалистические" революции в христианских и буддийских культурах, и нынешняя исламская революция, особенно ее второй, салафитский, этап - это формы "католицизации", характеризующейся "проектным" характером государства, выдвижением идеологии/проповеди на первое место в культе/духовной жизни, и созданием автономной от государства, а в пределе и надгосударственной религиозной/квазирелигиозной социальной корпорации.

Назовем эту реформацию "августианской" - в честь Блаженного Августина, разумеется, а не эталона всех императоров. А ее предшественницу – "хаммурапийской" - в честь легендарного вавилонского царя-законодателя.

Очень важно отметить, что ценностный набор и ценностная иерархия каждого следующего Перехода буквально полярны по отношению к эпохе, ставшей итогом предыдущего. Настолько, что резоны исторических предшественников воспринимаются как пугающие либо комически-абсурдные.

Оттепель-перестройка-Ельцинская революция и нынешние либеральные протесты – это этапы фазового перехода псевдосредневекового советского общества к "демократии", т.е. веберизация. Для "веберизованных" "совок" - это какой-то марсианин.

Но именно в том момент, когда миллионы и миллионы из бывших стран социализма, стремительно проникаясь "духом капитализма", открыли свои объятия братскому Западу, их потрясло страшное разочарование – чаемая ими Страна Святых Чудес вдруг стала со страшной силой склоняться к социализму.

Это еще можно было простить континентальной Европе с ее "засильем" социал-демократии, но социализм стал стремительно надвигаться на англосаксонские бастионы Свободного мира. А это просто в веберовском мире началась новая реформация.

Обсуждая эту тему с Татьяной Ивановной Кутковец, мы сошлись на том, что Третьему (Четвертому) Переходу можно дать наименование "маркузеанский" - в честь Герберта Маркузе и в ознаменование того, что на смену автономизации и персонификации личности приходит этап преодоления ее "одномерности".

Но бывшим советскоподданным "одномерность" вовсе "не жмет", они только недавно вышли из "точечности" и наслаждаются любой пространственностью. А призывы к увеличению "мерности" рассматривают как угрозу своей концентрированности, своей "четкости"…

Более того, с точки зрения "протестантской этики" новые веяния – это исторический оппортунизм, уступка социальной демагогии иезуитов времен контрреформации 16 века. А Трамп на этом фоне – последний герой славной эпохи Тэтчер-Рейгана.

Он так когерентен нашим борцам с Большим правительством, с вездесущей бюрократией, оправдывающей свою мегаломанию какими-то социальными запросами, что им совершенно непонятно, почему энергичные образованные молодые белые, которые должны бы "покорять вселенную", одержимы какими-то утопическими бреднями в духе героев "Железной пяты" Джека Лондона.

Итак, мы видим последовательность четырёх реформаций, меняющих культуры и социумы – "хаммурапийская", "августианская", "веберовская" и "маркузеанская".

И так сложно понять все отличия создаваемых ими миров, особенно если осознать, что для рожденных в 50-е, переехавших из постсоветских стран в последние годы на Запад, в самый разгар переживаемого там "маркузеанства", "хаммурапийская" эпоха – это ведь всего-ничего - юность жизнь бабушек и дедушек. 110 лет, в которые оказалась спрессована полуторатысячелетняя история западного человечества.

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены