К примеру, филиал РЖД "Центральная дирекция инфраструктуры" (ЦДИ) заключал контракты на "подготовку внутренней документации". По данным "Свободы", основанием для заключения подобных договоров в ряде случаев становились распоряжения тогдашнего вице-президента РЖД по инфраструктуре Александра Целько.
Согласно "Положению о закупках", РЖД должна обосновывать выбор единственного поставщика, но, по данным издания, обоснования зачастую звучат неубедительно. Так, выбор компаний пояснялся формулировкой "зарекомендовали себя как добросовестные исполнители".
Помимо этого, согласно расследованию издания, иногда контрагенты РЖД не только не собирались сами выполнять работы, за которые получили деньги, но незаконно использовали рабочую силу заказчика. РЖД привлекла за 5,5 млн рублей для ремонта станции Москва-Курская компанию "СетьСтройЭнерго". В свою очередь, эта компания для выполнения этих работ обратись к ООО "Витано". "Витано" получило почти на миллион меньше, и наняло "в частном порядке" граждан, которые как раз и проводили на этой станции ремонтные работы. Сколько денег заплатили "в частном порядке" работникам, неизвестно.
В подобных случаях сотрудники полиции приходили к выводу, что реальная стоимость выполненных работ составляет намного ниже заключенного контакта, но, как рассказал бывший начальник отдела договорно-правовой работы ЦДИ Александр Маргиев, у РЖД на запросы "является ли этот ущерб существенным", существует два дежурных ответа: что ущерб является несущественным или что он возмещён.
Помимо прокуратуры и полиции за расходами РЖД следит "Желдорконтроль" — внутренняя структура, которая подчиняется напрямую президенту компании. По результатам подобных проверок в РЖД обычно собирают совещания, но до прямого увольнения практически никогда не доходит.
Также компания избавлялась от "непрофильных бизнесов", передав их сторонним компаниям. Ряд подрядчиков РЖД до заключения контрактов не имели ни опыта работы, ни необходимого оборудования и персонала. В этом случае персонал и оборудование они брали у РЖД.
В 2012 году в ЦДИ был создан отдел договорно-правовой работы, в задачи которого входило юридическое сопровождение заключаемых договоров. По словам Маргиева, он, будучи начальником отдела, пытался выстроить работу в соответствии с законом, однако у отдела с ЦДИ возникли противостояния. Через некоторое время отдел был упразднен, а его руководство уволено. В настоящее время они судятся с РЖД, но суды принимают сторону госкорпорации.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter