Салат в самосвале, блины с лопаты, оладьи на вилах.
Ситуацию высмеивают в блогах и прессе, но через некоторое время всё повторяется: снова на мероприятии готовят блюдо гигантских размеров и народ с дракой, с бранью, расхватывает его, оттесняя слабосильных старушек и напуганных детей.
Я, человек деревенский, вспоминаю такую картину: поутру хозяин или хозяйка выходит во двор и вываливает приготовленное месиво из пищевых отходов в корыто домашнему скоту или птице. Тесня друг друга, лопают свой завтрак свиньи. Клюются и вырывают друг у друга корки куры и петухи. Ласково наблюдает за ними человек, думая, кого следующим зарежет, и приговаривает грубовато:
— Жрите, жрите, оглоеды.
Современная жизнь российского общества построена на политтехнологиях. Психологи официоза наблюдают, анализируют, манипулируют, ставят эксперименты. Массовые стихийные бесплатные раздачи еды не есть ли один из таких опытов? Проверка рядового гражданина на соучастие, на соглашательство, на готовность раствориться в толпе. На отсутствие элементарной брезгливости.
Человек с чувством собственного достоинства, знающий себе цену, с презрением отвернётся от такого пиршества — от интернационала халявщиков, где гастарбайтер и коренной житель вырывают друг у друга клочок обгорелого блина или бесформенный кусок пряника.
Возможно, традиционалист, поборник соборности и коллективизма, приведёт мне в пример семейную трапезу времён старины глубокой, когда родственники ели из одной чашки. Или причастие в храме, когда все прихожане пьют кагор из одной лжицы, которой священник черпает из общей чаши. Конечно, и здесь далеко до гигиены. Но в этих действах хотя бы есть спокойная упорядоченность, философская осмысленность.
А то, что происходит на площадях — хаотичная давка, вдохновленная только жадностью.
В марте прошлого года тюменцам бросали сосиски, а они ловили.
В июне 2016-го Нижнекамск, где праздновали Сабантуй, отличился "бойней за чак-чак" — произошла потасовка во время раздачи восточного лакомства.
Третьего сентября в Воронеже, на юбилее города не в меру азартно делили огромный пряник.
А четвёртого сентября москвичи и гости столицы откушали салат из кузова самосвала на Красной площади…
В детстве на Масленицу я, жившая рядом с клубом, наблюдала, как односельчане выстаивают очередь на морозе, чтобы получить свою порцию бесплатных блинов. Свар, надо отдать должное, мои земляки не затевали, пьяненькие, пересмеивались, приплясывали под гармонь. Но я с удивлением говорила маме:
— Неужели каждый из них не может дома напечь блинов?
И не могут ли большинство горожан, которые периодически участвуют в таких действах, сами приготовить салат, купить пряники?..
А может быть, это ритуал, но с обратным знаком — причастие рабства?
Но прерву критику в адрес сограждан.
В июле азербайджанцы обсуждали на форуме случай в Баку. В честь праздника Рамазан ресторан начал раздавать еду малоимущим. Но вместо малоимущих к месту халявы выстроилась очередь из десятков молодых здоровых парней и расхватала все донеры.
— Последствия "совка"! Ностальгирующим об СССР на заметку, — сделал кто-то нерадостный вывод.
Смотрите шире: такое столпотворение случалось и в Китае, и в Африке при раздаче гуманитарной помощи. Это обратная сторона пресловутой общинности, которую сохранили восточные народы, но от коей отказались западные в пользу индивидуализма.
Еда из общей чашки сближает людей, — считают корейцы. Но какое сближение в агрессивной давке? Кто смел, тот два съел.
В Петербурге, столице российской интеллигенции, у кого-то из чиновников проснулось гражданское самосознание — по Ленинградской области рассылают памятки, что использовать лопаты и вилы для угощения не рекомендуется.
А вот в Ставрополе "назло врагам" повторили фуршет с блином на лопате!
Неужели организаторы праздников не соображают, с какой стороны показывают россиян всему миру? Известно, что раньше, например в 2012-м году, ставропольцев на празднике кормили официанты в перчатках, используя одноразовые тарелки и вилки. Но теперь с народом церемонятся всё меньше — ведь он позволяет помыкать собой.
Так что происходит? Испытание — переросли ли мы психологию стада?
Но пока что среднестатистический россиянин не способен преодолеть в себе управляемое существо, движимое примитивными инстинктами.
Что если бы на очередном мероприятии люди не ринулись за подачкой, а покинули площадь? Пожалуй, это означало бы, что население выходит на новый уровень цивилизованности.
На европейский уровень.
! Орфография и стилистика автора сохранены