Антрополог, сидящий за столом в большой компании - явление, в принципе, непредсказуемое.

Случиться может все что угодно, в любой момент. Например, невинная реплика увлекающейся эзотерикой дамы об "ацтекском гороскопе" может спровоцировать увлеченный и полный графических деталей рассказ об ацтекских ритуалах, проводившихся в месяц Тлакашипеуалицтли.
Как выводить окоченевшую от ужаса компанию из ступора, если гости даже от индейки боятся отрезать кусочек?!

Или задумчивые рассказы о пережитых в "поле" экзотических заболеваниях и методах их лечения местными знахарями, ведунами и шаманами. После этого компания обычно как-то особо резко начинает налегать на спиртное, главным образом почему-то на джин, хотя о малярии речь, вроде, и не шла вообще.

Словом, скучно, как правило, не бывает. Откуда бы я еще узнала, что уже в эпоху неолита в Европе шла оживленная торговля сыром на дальние расстояния? И что сыр, производимый на территории современной Дании, пользовался огромным спросом в регионе Средиземноморья, т.к. делался он из коровьего молока, которое, как известно, в Средиземноморье было редкостью?

И как бы еще я узнала, что Н.С.Хрущев, оказывается, стал бодхисаттвой?

Коллега, рассказавший эту историю, занимался изучением шаманизма и связанных с ним синкретических верований в Туве, Калмыкии и Бурятии. Естественно, ему приходилось уделять серьезное внимание и местным направлениям буддизма, которые действительно весьма синкретичны.
Буддистская практика и школы могут значительно отличаться в разных местностях, включать в себя элементы языческих культов, почитание местных божеств и духов.
 Соответственно, количество таких почитаемых духов и местных божеств - огромно.

Поэтому мой коллега, по его собственному признанию, не особенно удивился, увидев несколько необычное изображение некоего бодхисаттвы. Изображение, несомненно, почитаемое, поскольку перед ним были разложены положенные приношения: цветы в сосудах с водой, кусочки хлеба, сахара, яблоки и - совсем уж неканонически - несколько стаканов с водкой.
Изображение было небольшим, гипсовым, покрашенным вполне стандартной советской краской-"серебрянкой".
Вместо свободно ниспадающих одеяний на бодхисаттве был пиджак и нечто вроде брюк, но это уже было не принципиально в позе "лотоса".

Антрополог, разумеется, страшно заинтересовался и спросил, каково имя этого почитаемого просветленного существа.

- Это Хрущев, - ответил смотритель святилища.

По его собственному признанию, мой  знакомый совершенно опешил и некоторое время не мог найти подходящих слов для продолжения беседы.
Во-первых, Хрущев был еще жив.
Во-вторых, он был уже уволен со всех постов на "пенсию всесоюзного значения".
В-третьих, в таких условиях сама идея обожествления бывшего Первого секретаря...

Это просто не умещалось в голове.

- Но почему?! Он же... он же...
- Нас не волнует, кем он был раньше и кем является сейчас. Как учил Победоносный, каждый человек, даже самый отъявленный негодяй, имеет шанс стать буддой уже в этом своем воплощении. Но не это главное. Хрущев вернул из заключения тех, кто страдал за то, что распространял Учение. Хрущев вернул из заключения наших лам и Учителей. При нем мы смогли снова практиковать истинное Учение. Кроме того, мы знаем, что он вернул из заключения многих других, пострадавших от неправедной власти. Большего нам знать не нужно. Мы почитаем его как бодхисаттву.
- Но он же еще жив!..
- А какая разница?

И действительно: какое значение это может иметь?

Так Никита Сергеевич Хрущев стал бодхисаттвой.

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены