Новостные ленты информагентств распространили сообщение о том, что Госдума 19 апреля ратифицировала, подписанное в сентябре 2012 года между Россией и КНДР, соглашение об "урегулировании" северокорейской задолженности, вернее о списании львиной доли старого советского долга. Москва прощает Пхеньяну около 90% долга в размере 11 млрд долларов по кредитам, выданным бывшим СССР. Остаток долга в размере 1 млрд будет использован по схеме "долг в обмен на помощь" в сфере образования, здравоохранения и энергетики при реализации совместных проектов в КНДР. Как заявил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, в рамках совместных проектов российская сторона надеется, что "Газпром" получит разрешение построить в КНДР газопровод. Пхеньян согласен обсудить оплату выделения земли для прокладки трубопровода, а также строительство железной дороги, которая соединит КНДР с Южной Кореей.
Не напоминают ли эти пояснения минфиновца аргументы, которыми обставлялось подписание соглашения по списанию долга Ливии в апреле 2008 года по результатам "исторического" визита в эту страну Владимира Путина. Тогда "прорывное решение", снявшее все преграды на пути двусторонних отношений, комментировал бывший начальник Сторчака, "лучший министр финансов", по версии Путина, Алексей Кудрин: Москва списывает долг Ливии, размером в 4,5 млрд долларов, в обмен на многомиллиардные контракты для российских компаний, главным образом, "Газпрома" и "РЖД".
Списание долга Северной Корее, которая по классификации ООН, входит в число беднейших государств мира, еще как-то поддается объяснению. Хотя у Пхеньяна нашлись деньги на разработку атомной бомбы и содержание громадной армии.
Но в случае с Ливией – богатейшей, нефтедобывающей и, следовательно, платежеспособной, страной подобные действия, на наш взгляд, противоречили здравому смыслу.
Тем не менее, до тех пор, пока в Ливии не произошли известные события с падением режима "друга" Путина, сделка с Каддафи позиционировалась, как громадный успех российской политики на Ближнем Востоке и Северной Африки. Сейчас, когда в Ливии начали жить по шариату и не признают прежних международных обязательств, в Москве про этот "успех" и многомиллиардные контракты, естественно, не хотят вспоминать.
Прокол с Ливией так и не получил должной оценки ни в одной из ветвей российской власти, а также со стороны экспертного и журналистского сообщества. Причина всего этого – неприкасаемость Путина. Ограничились, как всегда, назначением стрелочника – посла в Ливии В.Чамова. Между тем, надвигающиеся события на арабском Востоке "проморгала" вся российская дипломатия во главе с незаменимым Сергей Лавровым. Но самое возмутительное состоит в том, и это наглядно характеризует нынешнюю российскую власть, что Чамовым прикрыли беспрецедентно бездарное решение, принятое на самом верху по поддержке резолюции СБ ООН по санкциям относительно Ливии, развязавшим руки антикаддафимским силам во главе с НАТО. Нужно быть настолько близоруким и еще трудно сказать кем, чтобы одной рукой прощать долги и получать контракты, другой – поддерживать меры, ведущие к ликвидации режима Каддафи. Уверен, в своих телеграммах Чамов придерживался линии, которая бы предотвращала наши потери в Ливии, за что и поплатился своей должностью. Тем не менее, за потери в 4,5 млрд в Ливии так никто и не ответил. Естественно, ведь прощали не свои кровные, а государственные, значит по российской традиции – ничейные.
Следует отметить, что в российском руководстве давно взяла верх практика списывания долгов, доставшихся в наследство от СССР. Минфин РФ, отвечающий за кредитные отношения с зарубежными странами, считает, что большинство советских кредитов и займов, было выдано по политическим соображениям, на льготных условиях и без учета возможностей дебитора полностью и своевременно выполнять свои обязательства по долгу. Между тем, это только часть правды. А вторая ее часть состоит в том, и это подтвердят экономисты – специалисты по долговой проблематике, что идеологическая подоплека советских кредитов, тем не менее, не исключала дифференцированного подхода к урегулированию долгов. Несмотря на то, что получателями советских кредитных ресурсов были в основном развивающиеся страны, тем не менее, они, с точки зрения способности выполнять долговые обязательства классифицировались как платежеспособные, включавшие в себя, прежде всего, добывающие страны; потенциально платежеспособные и страны с отложенной платежеспособностью. Именно с этих позиций и урегулировались в советские времена обязательства зарубежных должников, которые помимо оплаты в СКВ, погашение кредитов осуществляли поставками нефти, различными товарами и услугами. Обсуждались и нетрадиционные методы ликвидации задолженности, к примеру, приобретение собственности и земельных участков в странах-должниках. Списание долгов рассматривалось в последнюю очередь. При этом в случае с невозвратными долгами рассматривался вариант их продажи на международных вторичных рынках долговых обязательств.
Словом, в советский период предпринимались различные меры по возврату средств в бюджет, чего не скажешь о нынешних властях, которые предпочитают простой путь списывания долгов в обмен на получение всевозможных проектов на двусторонней основе и притом без учета политических рисков, как в случае с Ливией. Эффективней было бы разработать и претворять в жизнь комплекс мер по повышению конкурентоспособности российских компаний с тем, чтобы они могли получать зарубежные контракты на тендерной основе. Ведь такие меры позволили бы сохранить обязательства стран-должников и иметь, таким образом, потенциальные средства для пополнения бюджета. А эти средства немалые. По данным, приводимым различными российскими источниками, начиная с 2000 года (с начала путинского периода) Россия простила долги общим размером в 74 млрд долларов, в том числе Ираку (8 млрд), Ливии (4,5 млрд), Вьетнаму (10 млрд), Эфиопии (4 млрд), Лаосу (0,7 млрд), Монголии (11 млрд), Сирии (10 млрд), Алжиру (4,7 млрд), Афганистану (11 млрд), КНДР (10 млрд). На очереди ратификация послушной Госдумой, подписанного в декабре 2013 года, соглашения с Кубой, в соответствии с которым Гавана избавляется от необходимости выплачивать РФ 30 млрд советского долга. Итого получается внушительная сумма: более 100 млрд долларов.
Списание путинским режимом советских долгов без глубокого анализа состояния и перспектив платежеспособности стран-должников, поиска дополнительных путей по урегулированию задолженности наносит, на наш взгляд, серьезный вред финансовой системе России, ограничивает источники пополнения бюджета, ведет к иждивенчеству российских компаний, не способствует повышению их реальной конкурентоспособности. Это серьезнейшая проблема должна привлечь внимание и стать предметом активного общественного обсуждения с целью предупреждения дальнейшего разбазаривания государственных средств. Пора уже, одурманенной официальной пропагандой, большей части российского общества перестать аплодировать царю-президенту и потребовать от него и его окружения отчитаться за народные деньги.