В настоящее время Координационный Совет российской оппозиции занят очень важным делом — выборами ответственного секретаря КС. После ознакомления с реальной (непубличной) причиной отставки предыдущего ответственного секретаря Д.Некрасова (разглашать которую пока не считаю возможным) мне стало понятно, что претендовать на эту должность может только человек с очень крепкими нервами и очень страстно желающий реорганизовать работу этого органа, который был призван быть самой честной, смелой, открытой, деятельной политической силой на сегодняшний день в нашей стране.
Когда мне предложил баллотироваться на этот пост один из членов КС и я обнародовала свое согласие, отклики были самые разные — от "пустая трата времени" и "зачем пытаться оживить этот политический труп" до ницшеанского "падающего — подтолкни".
Что характерно, даже многие члены КС хорошо понимают, что в общественном мнении сложилось и продолжает нарастать весьма негативное отношение к КС, в том числе и за кулуарный характер его работы. И поэтому сейчас наступает критический момент, который случился, на мой взгляд, очень вовремя и сможет предоставить КС шанс реализовать свое высокое предназначение.
Среди членов КС мнения разделились, стоит ли кандидату в ответственные секретари представлять свою "предвыборную программу". Кто-то считает, что ни в коем случае нельзя, а кто-то — что это необходимо. Я сама отлично понимаю, что подобный термин вряд ли применим к данным выборам, поэтому и пишу его в кавычках. Разумеется, мне понятно, что этот пост чисто технический. Но, тем не менее, представляется нелишним, чтобы кандидаты высказали свое отношение к происходящему с КС (может, кто-то считает, что все прекрасно, и ничего улучшать не надо) и предприняли бы попытку объяснить, какую пользу они могли бы принести этому органу.
Я дала членам КС ссылку на биографию и свой профиль как кандидата в КС (я заняла тогда 32-ое место по общегражданскому списку при проходном 30-ом), а также на другую информацию, которая могла бы помочь осветить какие-либо возможные вопросы. К сожалению, пока нашли время ознакомиться с этой информацией единицы. Вероятнее всего, остальные предпочитают иные методы принятия решений. Тем не менее, представляется достаточно логичным то, что члены КС должны хотя бы иметь возможность хоть как-то пообщаться с кандидатами. И кандидатам это, думаю, было бы нелишним. Иначе невозможно принять аргументированное решение как с той, так и с другой стороны.
Мне бы очень хотелось быть полезной для КС и помочь ему сыграть достойную роль в новейшей истории нашей страны. В связи с этим, мне представляется необходимым обратить внимание на следующие моменты (пять пунктов — открытость, обратная связь, идеи, кворум и деньги) и на ту роль, которую мог бы в этом сыграть ответственный секретарь, желающий ответить на вопрос "как нам реорганизовать Рабкрин КС". Ведь, как правильно говорится, "критикуешь — предлагай".
1. Открытость. Это сейчас самое главное для КС — полная открытость перед протестным сообществом и преодоление отрыва от избирателей. В соответствии с Регламентом, ответственный секретарь КС "обнародует принятые решения КС, доводит их до сведения общественности". Пока мы узнавали о том, как прошло заседание или как выглядит Манифест КС только из личных блогов пары-тройки его участников. Я помню, как мы часто спрашивали друг друга — "а где почитать этот Манифест, который наконец-то принят", или "а что там сейчас происходит, какие голосования?", или "как бы узнать, кто как голосовал".
Это, кстати, особенно интересует людей из протестного сообщества — знать, как персонально голосовали участники КС по тому или иному вопросу. Ведь это помогает лучше узнать, какие у кого взгляды, кто каких мнений придерживается. До сих пор такой учет не велся, а понять из трансляции, кто как голосовал, было достаточно сложно. Думаю, избиратели вполне имеют право знать, как голосуют члены КС (у нас же не Госдума, в самом деле. Поэтому ответственный секретарь должен обязательно записывать, кто как голосовал персонально, и информировать об этом избирателей. Кроме того, можно также улучшить информирование протестного сообщества, что также входят в обязанности ответственного секретаря, который "обнародует принятые решения КС, доводит их до сведения общественности". Например, можно было бы организовать рассылку материалов по протестным группам, в том числе в Фейсбуке и Вконтакте.
2. Обратная связь. Открытость невозможна без должным образом организованной обратной связи с протестным сообществом. С самых первых дней существования КС некоторые его члены, особенно А.А.Пионтковский, призывали к созданию Форума Свободной России, который представлял бы собой электронную площадку для консолидации активистов по всей стране. Участники Форума Свободной России имели бы возможность открыто высказывать свои идеи, делиться мнениями, а также, в случае необходимости, побуждать КС к более активной работе. К большому сожалению, несмотря на то, что идея создания Форума Свободной России была поддержана на одном из первых заседаний КС, ее не удалось до сих пор воплотить в жизнь. Однако можно было бы организовать площадку, где хотя бы в какой-то мере была обеспечена связь с избирателями. Сайт КС необходимо обновить, регулярно пополнять его актуальной информацией и дополнить форумом.
Есть и еще один нюанс. Среди обязанностей ответственного секретаря есть такая немаловажная вещь, что он "собирает, обобщает и рассылает членам КС предложения и замечания по деятельности КС". Насколько известно, на сайте КС есть электронный адрес, куда любой желающий может прислать письмо с замечаниями и предложениями. Причем там есть пометка, что "письма с конструктивными предложениями с данного ящика рассылаются всем членам КС". По всей вероятности (точно не известно, т.к. это не прописано) , определяет "конструктивность" или "неконструктивность" того или иного предложения именно ответственный секретарь, и он же решает, стоит ли беспокоить членов КС по тому или иному поводу. У нас не было возможности узнать, каким образом это работало до сегодняшнего дня, и много ли приходило предложений, однако ясным является то, что эту работу необходимо активизировать. Помимо этого, можно было бы, используя присылаемые предложения, активизировать голосование на Демократии2, т.к. ответственный секретарь "организует заочные голосования КС" на этой площадке.
3. Идеи. Оказавшись свидетелем того, как на мартовском заседании многие предложения были отвергнуты без аргументации и встречных предложений по идеям, я испытала горечь, о чем и высказалась в конце заседания, т.к. всегда предпочитаю открыто выражать свое мнение. Вполне можно допустить, что какие-то предложения не могли быть приняты по причине их неосуществимости, сложности или даже неадекватности моменту, но просто отвергнуть их без должной аргументации или выдвижения встречных предложений представляется по меньшей мере неуместным. Если у членов КС наблюдается дефицит собственных идей, то, опять же, можно было бы воспользоваться идеями, присылаемыми от протестного сообщества посредством обратной связи, или хотя бы обсудить их. Открытость и готовность к диалогу могли бы способствовать получению альтернативных мнений и программ.
4. Кворум. Борьба с капризно ускользающим кворумом превратилась в серьезную проблему, особенно ярко проявившуюся на февральском и мартовском заседаниях. Думаю, можно было бы подстегнуть некоторых членов КС к работе. Во всяком случае, я настойчиво приглашала бы их на заседания и требовала бы объяснения причин отсутствия для последующего их обнародования вместе со списком отсутствовавших (в Регламенте, кстати, хорошо описано, что может являться уважительной причиной для делегирования голоса, и это же также может считаться уважительной причиной для пропуска заседания). Очень странно видеть, как членов важнейшего органа российской оппозиции приходится отлавливать в коридорах, просить не покидать зала собрания в моменты важных голосований, и безумно жалко видеть пустые места, на которые возлагались столь большие надежды. Смешно сказать — даже в нашем муниципальном Совете депутатов района Зюзино пропуск трех заседаний без уважительной причины является поводом для лишения депутата полномочий.
5. Деньги. В настоящее время взносы платятся плохо, как было видно из соответствующей опубликованной таблицы. И хотя я лично не считаю, что нужно было устанавливать равные ежемесячные взносы в размере пяти тысяч рублей для всех (ведь некоторым было тяжело собрать даже единовременно десять или пять (для левой курии) тысяч для выборов), но, раз уж решили, то надо выполнять. Однако есть и иной выход — вероятно, можно было бы попытаться наладить систему сбора средств в виде фандрайзинга и привлекать внешнее финансирование (естественно, только от граждан России и только честные деньги) с последующей строгой и квалифицированной отчетностью. Я как профессиональный аудитор четко вела бы все записи приходов и расходов. Поскольку проверенный мной отчет по средствам, затраченным на проведение выборов, меня вовсе не удовлетворил (в частности, в отчете стояли цифры не фактических расходов, а смета, что совершенно недопустимо и смешно, а также отсутствовали подтверждающие документы), то я бы постаралась наладить учет таким образом, чтобы отчетность не стыдно было бы показывать избирателям.
Итак, смею надеяться, что успешная реализация всего вышеперечисленного сможет послужить для поднятия авторитета КС и налаживания его работы. Разумеется, это всего лишь те вопросы, на которые может в той или иной степени повлиять ответственный секретарь. А как сделать все остальное — в частности, добиться смены системы на честную и народную — это придется решать членам КС самостоятельно. Хотя, несомненно, у меня и моих товарищей по Экспертному Совету оппозиции также есть мысли на этот счет, которыми мы обязательно поделимся.
Наталья Чернышева
Кандидат на пост ответственного секретаря КС
Депутат Совета депутатов района Зюзино города Москвы
Директор АНО "Организация народного контроля"
! Орфография и стилистика автора сохранены