Клубу политического кино уже 2,5 года. За это время там перебывали едва ли не все самые значимые российские гуманитарные интеллектуалы, эксперты и политики несистемного оппозиционного сектора. По некоторым причинам дальнейшая судьба клуба представляется не вполне ясной. Нельзя исключить риск того, что его заседание, посвященное атомной энергетике и экологической проблематике в целом, может стать последним.
Показывали новый фильм Александра Миндадзе "В субботу" про Чернобыль (хотя город в картине не назван по имени).
Разумеется, это оказалось кино, имеющее крайне мало общего с фильмами-катастрофами в голливудском значении этого понятия. Миндадзе снял очередную экзистенциальную драму,
напоминающую о тех, над которыми он работал как сценарист вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым.
В фильме тотально доминируют крупные планы — он состоит почти только из них. Лица, лица... Главный герой, которого играет заметно повзрослевший "стиляга" Антон Шагин, случайно чуть ли не самым первым узнает о произошедшей катастрофе. Надо бежать. Однако бежать никак не получается. Он не собирается рассказывать никому о произошедшем не только из-за запрета начальства, но, видимо, и потому, что сам понимает, какая жуткая паника с непредсказуемыми последствиями может начаться в городе. Делает единственное исключение для своей возлюбленной. Но в результате то ли стечения обстоятельств, то ли каких-то внятно не артикулированных, "экзистенциальных" причин, то ли еще почему-то он не бежит, а остается "лабать" концерт на расхристанной пьяной комсомольской свадьбе в субботу 26 апреля 1986 года.
Гостями на обсуждение этого фильма пригласили известного эколога, сопредседателя группы "Экозащита" Владимира Сливяка и призванного оппонировать ему одиознейшего "писателя-футуролога" Максима Калашникова. Прийти получилось только у Сливяка.
Ведущий киноклуба Алексей Коленский сказал о том, что
Чернобыльская катастрофа стала одним из первых аккордов в распаде советской империи.
"Люди поняли, что никто ничего там не контролирует, — сказал киновед, — безответственная партийная элита выгоняла людей на демонстрацию 1 мая в Киеве". Далее он сказал о представленной в фильме проблеме, которая и мне лично кажется одной из ключевых в картине и не только в ней — слабая проявленность личностного начала. Там, где надо спасать свою жизнь, герои вместо этого как-то неловко цепляются друг за друга, толкаются, пихаются, друг на друга налетают, выясняют отношения, и в результате весь этот пьяный, потный, многоногий и многорукий советский коллектив остается на месте, не двигаясь никуда.
Дальше Алексей перешел к своей излюбленной и неизбывной коспирологии, впрочем, на это раз в достаточно мягком, по его меркам, варианте. Он не утверждал, что взрыв на АЭС был результатом теракта, но заявил, что стечение обстоятельств и технических условий, сделавших аварию возможной, было крайне редким, маловероятным. И указал на серьезнейшие последствия Чернобыля, во многом предопределившего и распад Варшавского договора, и сказавшегося фатальным образом на устойчивости всей советской системы. "Если вы попытаетесь взять в руки управление реакторами — вам устроят", — таков, на взгляд ведущего киноклуба, месседж, полученный массовым советским человеком на заре перестройки в результате взрыва четвертого энергоблока.
Владимир Сливяк попытался подыскать объяснение странному бездействию героев фильма, которые знают о произошедшем, но что-то не спешат спасаться, в том, что уровень информированности советских людей об опасностях радиации на тот момент не был таким уж высоким.
Да, люди более или менее смутно знали, что радиация — это опасно. Да, в СССР граждан обучали поведению в случае ядерной войны. Войны, но не "мирной" аварии.
"Я читал объяснения, подробный разбор того, как технически произошла эта авария, — продолжил эколог, — она стала результатом эксперимента. Такие эксперименты периодически проводятся на атомных станциях. Пытаются проверить, как реактор работает в таком или ином режиме. К сожалению, сработало очень масштабное, совершенно невероятное стечение обстоятельств".
Специалист сказал, что прошлогодняя авария на японской "Фукусиме" — это, по сути, повторение чернобыльского взрыва. "Да, по каким-то цифрам эта авария менее серьезная, чем чернобыльская, — высказал мнение Сливяк, — но, честно говоря, цифры в принципе сравнимы. И там, и там огромные выбросы радиации".
Далее он обратил внимание на то, что авария в Чернобыле затронула не только Россию, Украину и Белоруссию. Радиоактивное облако прошло над Европой и даже достигло Северной Америки. В ряде районов Германии до сих пор запрещена охота на диких животных, потому что там прошли радиоактивные осадки, зверье мутировало, и его мясо может представлять опасность.
Владимир Сливяк напомнил, что следствием аварии на Чернобыльской АЭС стало замораживание программы развития атомной энергетики в СССР и еще ряде стран. В других странах от этого способа получения энергии после Чернобыля отказались вовсе.
"Произошедшее подтолкнуло мир к осознанию, — сказал эколог, — что атомная энергетика не просто опасна, она, в общем-то, неконтролируема.
Невозможно контролировать атомный реактор. Ни один реактор не может быть безопасен на сто процентов. На это говорят: ну, вот ведь и самолеты падают, машины разбиваются. Да, но ни авиа- ни авто-, ни какие-либо другие катастрофы не могут иметь последствий, даже близких к тому ущербу, который способна причинить атомная авария".
По словам эксперта, атомная промышленность на Западе после Чернобыля приложила все усилия для того, чтобы свалить ответственность за произошедшее на специфические советские проблемы, просчеты и недоработки. Что, на взгляд Владимира Сливяка, не так.
Подтверждением последней мысли стал пример аварии на "Фукусиме". Алексей Коленский предположил, что эта японская АЭС была построена для экспериментов, в пользу чего косвенно свидетельствует тот факт, что ее построили в зоне, где есть опасность цунами. "Просто для того, чтобы морская вода постоянно охлаждала реактор после экспериментов. Тупо", — сказал киновед. Гость клуба на это возразил, что, по его данным, "Фукусиму" строили все-таки для производства электроэнергии в промышленных масштабах.
"Существует стереотип о том, что Япония всегда очень сильно развивала атомную энергетику, — продолжил представитель "Экозащиты", — но на самом деле АЭС вырабатывают только 30 процентов энергии в этой стране. Хотя это тоже, конечно, не мелочь, тем более что это действительно остров и каждый источник энергии там на счету".
"После Второй мировой войны имперские амбиции Японии пришлось засунуть далеко. Однако они там продолжают тлеть. И анализ того, как принималось решение о развитии атомной энергетики в Японии, позволяет говорить, что это делалось с целью "прикрыть" возможную однажды в будущем программу создания японского ядерного оружия".
Проект "Фукусимы" разрабатывали в США. Американские инженеры обращали внимание государственных надзорных органов на опасные недочеты в проекте и требовали не давать лицензию на этот тип реакторов, потому что у них недостаточно прочная защитная оболочка. Но озабоченные массовым экспортом своих ядерных реакторов американские власти проигнорировали это предупреждение. И, по словам Сливяка, именно те недостатки конструкции, на которые указывали американские специалисты, по стечению обстоятельств и "сдетонировали", приведя к взрыву трех энергоблоков.
Как сообщил оратор, исследования причин аварии установили, что утечка радиации началась до прихода цунами и, таким образом, причиной аварии стало все-таки не оно, как полагали многие, а землетрясение.
Алексей Лапшин задал философский вопрос. Он указал на то, что наука до сих пор не имеет внятного и однозначного ответа на вопрос, что же такое атом (с электричеством та же история). На атом "наткнулись" случайно и используют его в прикладных целях для производства энергии, не очень понимая и не особо задумываясь, что же это вообще такое.
Отсюда вопрос: а существует ли вообще прогресс как таковой? Или есть просто утилитарное использование того, что однажды попало людям в руки?
Владимир Сливяк в ответ сказал то, что прямо перекликается со словами Гарри Каспарова на одном из предыдущих киноклубов о фактической остановке научно-технического прогресса в последние 30–40 лет. Как следует из слов эколога, это в полной мере верно и для атомной энергетики. Устройство Чернобыльской АЭС и "Фукусимы" ничем принципиально не отличалось.
По его словам, прогресс теперь "гнездится" в поле возобновляемых источников энергии: ветровые станции, солнечные, геотермальные, малые гидростанции.
"В России до сих пор над этим смеются, — отметил эколог, — но посмотрите на Германию. Она выводит из эксплуатации все атомные реакторы, а это 30 процентов германского энергопотребления, и заменяет это ветровыми и солнечными станциями. Инвестирует 263 миллиарда долларов в эту, как они ее называют, энергетическую революцию".
"Такие мощные ветряки, как сегодня, еще 10 лет назад были бы совершенно невозможны, — сказал Владимир Сливяк, — в третьей по величине экономике мира в солнечный день до 40 процентов энергопотребления может быть обеспечено за счет солнечных панелей".
Он вернулся к истории вопроса. Напомнил, что "мирный атом" начали развивать вскоре после изобретения атомной бомбы.
"Большинство экспертов сходятся во мнении, — добавил эколог, — что, поскольку ядерные программы требовали огромного количества денег, а видимой пользы никакой не приносили (ну, вот лежит бомба, предполагается, что ее боятся противники, но это все), то требовалось какое-то оправдание этих непроизводительных затрат. Этим оправданием стала атомная энергетика".
Под конец речь зашла о, возможно, самой актуальной сейчас в глобальном масштабе теме, связанной с атомной энергией, — ядерной программе Ирана. И Владимир Сливяк как эксперт поставил под сомнение обоснованность нагнетания напряжения по этому поводу со стороны оппонентов Тегерана. По его словам, строительство АЭС в Бушере не имеет смысла для цели создания атомной бомбы.
Если работа и надежды Владимира Сливяка направлены на то, чтобы атомная энергетика окончательно стала достоянием прошлого, то мы надеемся, что история Клуба политического кино на этом заседании не закончится и он в том или ином виде продолжит свою деятельность.
Вы можете оставить свои комментарии здесь