"Камень", реж. Вячеслав Каминский, Россия, 2011
Вопреки распространенному мнению, которое разделяет и сам артист, приглашение комика из "Нашей Раши" и "Прожекторперисхилтон" Сергея Светлакова на главную роль в триллер "Камень" вовсе не представляется нам спорным, неожиданным или несообразным. Рискованным — может быть. Но и закономерным тоже. Потому что архитипичные агрессивные хамы, которых он воплощает на ТВ, на самом деле не так уж далеки от озлобленного социопата-убийцы, сыгранного им в кино. По сути, это две стороны одной медали, только первой предназначено смешить, а второй вот хотят напугать.
"Камень" — первый фильм новоиспеченного режиссера Вячеслава Каминского. Безусловно, история про психически больного злодея, морально изуродованного в прошлом и решившего за это отомстить, вызывает в памяти очень длинный список аналогов из запасов западного и восточного кинематографа. Отечественный продукт ну никак не дотягивает не только до уровня таких шедевров, как южнокорейский "Олдбой", но уступает и целому ряду довольно средних американских фильмов на непреходящую тему маньяков, мести, шантажа и "я похитил твоего ребенка и убью его, если…".
Там, где герой Светлакова ведет галантные светские беседы с дамой бальзаковского возраста или выдает претендующие на философичность сакраментальные изречения, подобно Кевину Спейси в "Семь" и прочим американским серийным убийцам, непрерывно проповедующим свою уродливую и злую "правду", он категорически неубедителен, его игра откровенно "провисает", не верю, он просто произносит заученные фразы, иногда как будто бы даже торопливо, кажется, что чуть ли не скороговоркой. Но вот там, где он угрюмо злобится, "бычит", рявкает и гавкает, о, тут образ налезает на него как влитой, откуда что берется!
Фильм слабоват, особенно, повторюсь, по сравнению с иностранными аналогами. Но за счет сюжетного напряжения он все-таки с грехом пополам удерживает зрительское внимание.
На общем фоне плачевного состояния отечественного киномейнстрима это уже что-то. Это таки триллер, пусть и не в самом блестящем исполнении.
Сделано клипово, с "понтами", напоминает такие претенциозные картины, как "Побег", "Охота на пиранью", "Антикиллер" и прочую агрессивную хрень, которую наснимали здесь в нулевые годы. А еще "Бой с тенью" — там ведь тоже действует в исполнении Андрея Панина выросший и "поднявшийся" детдомовец, злой как черт на весь белый свет.
Главное, что Камень — воплощение грубости, жестокости, примитивности и звериной угрюмости российской жизни, которая не ограничивается "путинскими нулевыми". Просто именно в последнее десятилетие этот бандитский стиль, доставшийся по прямому наследству от 1990-х, стал доминирующим, пропитав собой все — от отвратительных криминальных телесериалов до "пацанских" ужимок и кривляний первых лиц. Но началось это раньше. Ведь и издевательства над маленьким мальчиком, который позднее станет Камнем, успели произойти в советском детдоме. Вспомним, что фильмы, отражающие невероятный садизм позднесоветского социума, начали появляться еще до перестройки.
Если в американском кино маньяк-социопат, при всей распространенности этого типа в массовой культуре, да и в жизни Соединенных Штатов, все-таки подается как отклонение, то
отечественный Камень абсолютно адекватен окружающим свинцовым мерзостям. Он плоть от плоти этого поуродованного социума, он тут как рыба в воде.
Ведь и Светлаков-"комик" "выезжает" на том, что наиболее точно попадает в образ современного российского циничного и агрессивного хама. "Этого персонажа я почувствовал сразу", — говорит артист про маньяка. Кто бы сомневался, добавим мы.
Вот только цитировать из Библии, "двигать телеги" про Каина и Авеля и все такое прочее а-ля американские мокрушники-фундаменталисты, ему категорически не идет. Не русское это дело — религиозный фанатизм и пафос. Любой пафос давно не вызывает здесь ничего, кроме дегенеративной глумливой ухмылки. Нам бы чего попроще. Гораздо убедительнее у него получается, когда он орет на ребенка, втолковывая ему свою "философию жизни" про "бей первым" и прочее "не верь, не бойся, не проси", которыми кормит нас жизнь и экран вот уже десятилетиями.
Но в фильме есть и проблески надежды. Во-первых, объяснение образа главного героя, ответ на вопрос, почему же из него получился такой монстр, следует в русле традиции современной западной культуры, которую в самом общем виде можно назвать фрейдистской. Камень объясняется через прошлый, детский травматический опыт. Он бы и был хорошим, но вот беда — изуродован, искалечен. То есть Камень не норма, он — продукт жестокости, которую претерпел.
В каком-то смысле вся Россия — такой Камень. И по российским меркам это невероятно гуманистический подход (не путать с жалостью). Это очень осторожный намек на медленное, постепенное смягчение здешних нравов.
Во-вторых, отец похищенного ребенка в финале выполняет условие психопата и жертвует собой во имя того, чтобы сын продолжил жить. Поступок ярко выраженно не "жесткий" и не "брутальный". Хотя поначалу совершенно "по-пацански" отвергает такую возможность. У жертвоприношения отца есть опять-таки разной степени близости аналоги из западного кино, например "Проклятый путь". И это тоже симптом, указывающий на постепенное оттаивание отмороженной русской души.
Но это только робкие признаки. Пока здесь по-прежнему царит дядя Камень с мордой кирпичом, хмурым взглядом исподлобья, чуть что срывающийся на злобный гавкающий ор. И, можно не сомневаться, что среди зрителей фильма нашлось и еще найдется немало моральных калек, которые вполне способны одобрить действия главного героя. Так же, как нашлись те, кто поддержал бабу-отравительницу в "Елене" Звягинцева. "А че, нормально. Так и надо". И в случае с "Камнем" это будет не обычная уступка обаянию харизматичного злодея, а, увы, именно этическое суждение.
Вы можете оставить свои комментарии здесь