Сергей Паук Троицкий "Новогодний Ugar!", Ad Marginem, 2011
С тем, что Сергей Паук Троицкий, бессменный лидер "Коррозии металла", — персонаж уникальный, согласятся даже те, кого от него тошнит. Поражает долголетие этого монстра контркультуры.
В перестройку "Коррозия" стала одним из самых страхолюдных артефактов, выброшенных на сцену внимания публики ветром перемен. В 1990-х Троицкий задружился с политизированной радикальной богемой (а НБП, к которой Паук привлек толпы своих волосатых фанатов, была тогда именно этим). Это шло категорически вразрез с господствовавшим при Ельцине либеральным мейнстримом. "Приличные люди" шарахалась от него с Боровом, а либеральные журналисты в "Акулах пера", где два музыканта "Коррозии" беспощадно их "троллили" (слова этого тогда еще не было, а явление уже вполне наличествовало), были в шоке.
Кто-нибудь еще помнит героев отмороженной богемы того ставшего легендарным десятилетия? "Иных уж нет, а те, что живы, шакалят в поисках наживы", — написал один из них, Ярослав Могутин, перед тем как навсегда замолчать как поэт. Например, вспомнит ли кто-нибудь сегодня, что был такой журнал "Ом"? Наталия Медведева умерла от передозировки, а Троицкий — "сколько лет, сносу нет!". Его неизменная бодрость духа при нем все три десятилетия напролет.
Самое любопытное, что в эпоху путинского гламура это дикое (одно из любимых словечек нашего героя) алко-порно-трэш-кабаре оказалось еще более востребованным. При том, что Троицкий продолжал с невероятной интенсивностью и безо всякого страха "двигать телеги", находящиеся далеко за гранью политкорректности.
Гитлер, водка, дорогие кабаки, "бэха" с тонированными стеклами и разнузданные вечеринки олигархов —
Троицкий являл собой как будто изнанку гламурных, развратных и коррумпированных нулевых годов.
Он был кривым зеркалом, пародирующим путинизм и одновременно его разоблачающим.
В тоненькой книжечке, выпущенной издательством Ad Marginem, это показано с тошнотворной силой. Проплаченный администрацией концерт в Кремле для солдат Кремлевского полка закономерно перетекает в оргию непосредственно в Мавзолее, когда перепившие олигархи играют в футбол головой Ленина.
Но и противоположная сторона изображена в таком же гротескном, китчевом ключе, в жанре "эротокоматозный трэш". История ареста Лимонова и нацболов на Алтае в 2001-м в версии Паука приобретает черты то ли революционного апокрифа, пересказанного под ЛСД, то ли анекдота, в котором перемешаны мотивы беспорядочного секса и партизанской войны.
Неподражаемый, "своеобычный" стиль "прогонов" Паука, разошедшийся в массы не хуже какого-нибудь сленга "падонков", теперь представлен в печатном виде, в форме, извините за выражение, прозы. Художественную ценность этот поток сознания представляет, прямо скажем, небольшую. Хотя там, где автор бичует современный российский шоубиз, неотъемлемую и важную часть путинизма, бичует яростно, размашисто и весело, не скатываясь ни в озлобленность маргинала, ни в патетический пафос правдоруба, чтение может доставить удовольствие. Но в целом рассказы о концертах, переходящих в пьянки, переходящих в оргии, очень быстро навевают такую же скуку, как и беспрерывный ряд наркотических "приходов" в фильме "Страх и отвращение в Лас-Вегасе".
А вот исторический и феноменологический интерес текст вызывает изрядный.
Опус рокера вышел на рубеже двух годов, на переломе эпох, словно подводя черту под эпохой уходящего путинского периода.
И самый любопытный вопрос: "Что будет с Пауком в 2010-х годах?" Хватит ли нашего уже совсем не молодого патлатого и бородатого трикстера на еще одну декаду беспробудного кутежа? И сможет ли он остаться актуальным уже в новой эпохе? А эпоха-то воистину новая — это теперь понятно всем. Если Паук выплывает, то за счет чего? А если нет, и почти мгновенно морально устареет подобно Путину?
Книга "Новогодний Ugar!" предоставлена редакции магазином "Фаланстер".
Вы можете оставить свои комментарии здесь