"Опустошитель" (журнал), №5 ("Нетерпимость"), 2011
Очередной номер "Опустошителя" — это дежавю, ностальгия и даже ретро. Один список авторов (Селин, Корчинский, Дугин, Вербицкий, Лапшин, Эвола) однозначно отсылает к интеллектуальному радикализму 1990-х, к таким изданиям, как "Лимонка", "Элементы" или "Вторжение". Не номер, а сборник священных монстров НБП.
Очень хорошая картина, послужившая оформлением обложки, авторства Маргариты Кривченко. Обложка предыдущего номера тоже получилась удачной. Кстати, его антиполиткорректность также была обозначена в заявленной теме.
Вот это еще радует в двух последних "Опустошителях" — конкретность, определенность. "Нетерпимость" и "Мизогиния" — это явно более внятные, четко очерченные темы, чем "Сумасшествие" и "Анемия", если последняя употребляется не в медицинском смысле.
Расширяется и улучшается сайт журнала. Более того, на его базе создано уже небольшое книжное издательство! Развитие проекта налицо, и можно это только приветствовать.
Как всегда в "Опустошителе", содержание четко делится на "фикшн", художественные (или антихудожественные) тексты и серьезную концептуальную часть. "Фикшн" по большей части глумливый, циничный, агрессивно-мизантропический, особенно это касается писаний Вадима Климова, главного вдохновителя и издателя "Опустошителя".
Публицистика же и философия — это те самые Вербицкий, Лапшин, Дугин и Корчинский, которые занимаются тем, чем всегда — срывают маски и разоблачают пресловутую "систему".
"Сейчас в этом уже никто не воюет!" — решительно заявлял господин бургомистр в старой, как первые номера "Элементов" или "Лимонки", советской комедии. Уместно ли в данном случае солидаризироваться с ним по поводу старомодного "экстремизма", наполнившего собой пятого "Опустошителя"? Ведь, в конце концов, знаменитый скандальный текст Селина — это настоящая классика, да и статьи Дугина с Лапшиным концептуальные, до известной степени "вневременные". Неужели за десятилетие-полтора все настолько изменилось?
Да, изменилось, но не все, а контекст.
Во-первых, ситуация в мире после 11сентября резко отличается от ситуации 1990-х. Позапрошлое уже десятилетие на Западе, особенно в благополучной клинтоновской Америке, когда никто не ждал даже и ничего близкого к нынешнему кризису, было недолгим периодом надежд на победу, причем бескровную, One World.
Нулевые же, во-первых, стали реваншем правых, так же как рейгановские неокапиталистические яппи в восьмидесятые отомстили хипповым шестидесятым.
А во-вторых, под развалинами WTC оказались похоронены опасения одних и надежды других, что неолиберальный дискурс станет безраздельно доминирующим и задавит все интеллектуальные альтернативы себе. А ведь атаки радикальных интеллектуалов, того же Дугина, на "систему" в 1990-е стимулировались во многом именно этими опасениями.
Разве на протяжении последних лет мы не наблюдаем постоянный рост популярности радикальных идей в западном мире, рост настолько сильный, что политический мейнстрим вынужден инкорпорировать, включать в себя, использовать эти, вчера еще почти "экстремистские", идеи? Никакого "Конца истории", который померещился кому-то в эпоху "Нирваны", "Криминального чтива" и X-Generation, не вышло.
Встает вопрос, как это все читается в российских условиях?
Тут зависит от предпочтений и от возраста. Если вам 19, то, например, коротенькая "Доктрина дестабилизации" Корчинского, составленная из штампов инфантильного подросткового бунтарства, может довести вас едва ли не до оргазма. Если вы уже давно не мальчик, но когда были им, вам все это ужасно нравилось (как мне), то тогда возникают два варианта.
Либо легкая, приятная и слегка грустная ностальгия. Сочувственная улыбка узнавания. "Как молоды мы были…" Однако же всему свое время. "Смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный". Побунтовали, и хватит. "Кто в молодости не был радикалом, у того… бла-бла-бла".
Либо? Либо досада, переходящая в раздражение. И тогда вам может прийти в голову, что Россия устала от метафизики. От всего этого горячечного бреда гуманитарщины. Что современному русскому сознанию нужны не Дугин и Эвола, а, если уж на то пошло, к примеру, Локк, Милль, Гоббс, Дарвин и его последователи. Это "из раннего". Поменьше философии, побольше этологии. И не читайте Камю, это плохо влияет на психику. На мозги. Лучше начните изучать что-нибудь дельное вместо всех этих сумеречных бредней.
Девяностые благоприятствовали метафизике так же, как они благоприятствовали шизофрении.
Ах, как много психов было в московском метро в начале позапрошлого теперь уже десятилетия! И как пугали они меня, маленького мальчика… Но я уже не маленький и не боюсь ни психов, ни демонизируемой Корчинским и Дугиным "системы". Мне уже давно стало тесно в подвале, в бункере и захотелось уйти из его маргинальной "революционной" затхлости в большой мир, где свет и воздух, как Летов хотел уйти из зоопарка.
Другое дело, что это мое личное нынешнее восприятие совсем не обязательно будет хоть в какой-то степени совпадать с восприятием других читателей "Опустошителя". Особенно тех из них, кому сейчас те самые 19 лет.
Многие отмечают, что социальная память в России стремится к нулю. Передачи опыта от поколения к поколению практически не происходит.
И те же самые идеи, приемы, даже в области эстетики, что уже были пущены в оборот 10, 15 или даже 20 лет назад, вновь и вновь возвращаются, вбрасываются обратно в этот оборот. "Сколько лет — сносу нет".
И "Братство" Корчинского на Украине вот уже многие годы подряд "эпатирует буржуа" революционной фразой и позой, "слизанной" "один в один" у НБП 1990-х. А чо? В сельской местности прокатывает.
И Глеб Самойлов со своей новейшей "Матрицей" занимаются чем-то очень близким к этому же. Да, вот уж воистину вечное возвращение! Молодежи, говорят, нравится.
Электронная версия журнала "Опустошитель"
Вы можете оставить свои комментарии здесь