Снежная Нигерия. Именно так охарактеризовал Россию основатель Google Сергей Брин, намекая, прежде всего на высокий уровень коррупции. Что же касается интеллектуальной собственности, то здесь в сознании западного человека Россия ассоциируется с еще одной африканской страной — Сомали. Отечественные пираты, в отличие от их собратьев по названию с Черного Континента, кораблей не захватывают, но ущерб, как утверждают правообладатели, наносят существенный. Речь идет прежде всего о нелегально скачиваемой музыке, фильмах и программном обеспечении. Как считается, именно поэтому до России не доходят в лицензионном варианте многие западные медиапродукты. Однако современное российское пиратство — с человеческим и, более того, прогрессивным лицом.
Естественно, приоритетная задача для них — это свободное копирование и распространение информации как неотъемлемое право человека.
Но и автор не должен оставаться без вознаграждения. Пираты считают, что пользователи сами должны платить за контент. Если конечно, им предоставлена такая возможность.
"Понимаешь, — рассуждает Станислав Шакиров, глава Российской партии пиратов, — вот есть сайты Ivi.Ru, или, например, Fidel.Ru. Первый — это бесплатное собрание лицензионных фильмов, второй — просит за это определенную сумму денег (подписка около 20 долларов в месяц). Я сам, да и многие мои друзья с радостью платили бы по системе pay-per-view например, да по какой угодно другой системе, если это просто, удобно, по вменяемой цене и не нужно возиться с торрентами".
Так в чем же проблема? Как показывает статистика, количество пользователей на сайтах с нелегальным контентом постоянно растет. Однако сайты с лицензионным онлайн-видео такими внушительными показателями похвастаться не могут. В песне популярного молодежного исполнителя MC Donatello даже есть строчка "Сайт ivi.ru зачем открыли, неужели о торрентах забыли?". По мнению Станислава Шакирова, именно в таком отношении корень всех проблем.
"У нас нет нормальной культуры оплаты. Объясню на примере. Вот ты скачиваешь с западного торрента игру, в конце описания игры обязательно будет приписка "если вам понравилось, пойдите и заплатите денег ее создателям". Западный человек в большинстве случаев так и сделает. Русскому человеку это даже в голову не придет: зачем платить, если желаемое уже у тебя".
Но платить все-таки надо. Современные российские пираты выступают не за полную отмену оплаты контента, а за пересмотр существующей системы распределения денежных потоков. Пересмотр — это компромисс, который устроит всех. Он поможет защитить права пользователей на копирайт и, как ни странно, авторы после этого будут больше зарабатывать. "Есть такая структура, как РАО, например, — говорит Шакиров, — это гигантская машина, с отлаженной системой и лоббистами в правительстве. И вот они проталкивают совершенно дурацкие законы, например, что с каждого пустого диска, ввезенного в страну, необходимо заплатить налог. При этом авторам выплачивается только 45 процентов от сборов, остальное в той или иной форме идет на содержание РАО. Получается, что эта структура представляет чьи угодно интересы, кроме интересов самих авторов".
С Шакировым согласен и представитель Международной партии пиратов Борис Туровский.
"Проблема не только в том, что в России не готовы платить за контент, а еще и в том, что нет нормальных способов донести до пользователей, да даже и до самих авторов мысль о том, что можно по-другому.
Старшее поколение музыкантов и кинематографистов привыкло мыслить категориями распилов и откатов, поэтому схема, предложенная РАО, их полностью устраивает. Молодые, конечно, могут в порядке эксперимента выложить альбом в стиле Radiohead — мол, вот музыка, и платите каждый сколько хочет. Но все равно это будет в убыток". Получается, что действующей системе, какой бы она порочной не была, нет альтернатив?
Российские пираты считают, что есть. Должна быть конкуренция, говорят они. Современная ситуация в России тем и опасна, что по сути для пользователя предлагается крайне мало вариантов: заплатил, посмотрел и не вздумай копировать. Между тем даже такой известный борец за копирайт, как Apple, недавно предложил "амнистию" нелегальным скачиваниям. Благодаря сервису iTunes Match за 24,99 долларов в год вы можете добавить в каталог айтьюнс 25 тысяч треков и неважно, откуда они были скачаны — хоть с торрентов. "Мир не стоит на месте, — говорит Шакиров, — правообладатели понимают, что нужно искать новые бизнес-модели для прибыли. Которые и не ущемляли бы права пользователей и давали возможность авторам спокойно жить. Вот, например, то, что Мосфильм открыл лицензионный канал на ютубе — это круто, они там получают прибыль за счет рекламы и пользователю ничего платить не надо. Но на один такой шаг мы имеем сотни исков от РАО за якобы нелегальное прослушивание музыки в ресторане".
Пираты говорят: необходима поддержка со стороны государства, прежде всего отмена уголовного преследования (статья 146 УК РФ) за нарушение авторских прав.
"О каких правах может идти речь, — говорит Борис Туровский, — если в России плевать хотели на международные свободные лицензии". Российское законодательство должно уважать лицензии, такие как Creative Commons, GNU GPL/GFDL, лицензия BSD и другие, и способствовать их исполнению в полном объеме. Иначе, считают в Международной партии пиратов, это политика двойных стандартов. В российском отделении согласны: начинать надо сверху, говорят тут. Это как раз тот случай, когда необходимо проводить полный комплекс реформ, тогда монополия РАО пошатнется, тогда появятся конкурентноспособные бизнес-модели, а пользователь наконец поймет за что и кому ему надо платить.
В правительстве РФ, впрочем, к таким инициативам относятся скептически. Более того, власти почти не понимают, о чем идет речь, и чего хотят эти "рассерженные молодые люди". Не так давно Министерство юстиции отказало российской Партии пиратов в официальной регистрации. Причина абсурдна: в ведомстве сослались на 227 статью УК РФ. Эта статься предусматривает ответственность за нападение на морское или речное судно.
Вы можете оставить свои комментарии здесь