В Москве все больше киноклубов политической направленности. Причем большинство из известных мне — правые. Это даже несколько странно, если вспомнить, что левые традиционно придавали кинематографу большое значение (известное высказывание Ленина про главнейшее из искусств, эксперименты Годара и многое другое). К клубу нацдемов Сasual films, близкому ему кинолекторию Алины Витухновской "Право экрана!" и Клубу политического кино Коленского — Лапшина добавился киноклуб, организованный Либертарианской партией России. На его заседании в Музее Андрея Сахарова показали американский фильм "Тринадцать дней" (2000), посвященный Карибскому кризису.
Создатели фильма настаивают, что следовали мемуарам Роберта Кеннеди, принимавшего прямое участие в описываемых событиях, и магнитофонным записям совещаний, проходивших в Белом доме во время кризиса.
Трудно сказать, в какой степени кинокартина отражает то, что происходило в реальности.
Действительно ли президент Джон Кеннеди был таким виртуозом миротворчества, раз за разом в течение этих тринадцати дней умудрявшимся избежать ядерного апокалипсиса, каким он был изображен в фильме? В самом ли деле американские высшие военные командиры были настолько помешанными на войне маньяками, которым не терпелось во что бы то ни стало начать швыряться боеголовками? Как бы там ни было, но "Тринадцать дней" — хорошая и по-настоящему захватывающая политическая драма, какие умеют делать в Америке. Хотя, разумеется, не обошлось без выспренного американского патриотического пафоса (особенно в финале), натяжек, передержек и вообще "клюквы".
Надо сказать, что обсуждение, последовавшее за фильмом, получилось интересным и "по делу", хотя гости клуба и оказались не столь известными, как те, что обычно приходят, к примеру, в тот же Клуб политического кино.
Так, активист ЛПР и публицист Даниил Горбатенко сказал, что фильм хорошо передает атмосферу того, насколько на самом деле легко может начаться подобная война, и даже ядерный паритет не является гарантией от нее.
Либертарианец предположил, что
со стороны Хрущева размещение советских ракет на Кубе было авантюрным и провокационным шагом, он просто хотел попробовать и посмотреть, как отреагируют американцы.
Также Горбатенко напомнил, что Куба в той ситуации призывала Советский Союз вести себя как можно более агрессивно. Наконец, он отметил, что поведение американского военного командования также изображено в фильме как крайне агрессивное и нацеленное на войну.
Второй оратор, выпускник Московской международной киношколы Антон Шемшурин остановился на том, что СССР в фильме изображен как некая стихийная и зловещая сила.
Горбатенко, в свою очередь, высказал мнение, что в подобных войнах правых не бывает, все стороны действуют довольно грязно. Он напомнил, что размещение советского ядерного оружия на Кубе было ответом на попытку вторжения на этот остров в заливе Свиней. Кроме того, публицист подчеркнул, что
кинокартина хорошо описывает, как политики сами становятся заложниками ситуации и обстоятельств, что они на самом деле ничего не контролируют, а имеют только иллюзию контроля.
Один из посетителей киноклуба обратил внимание на то, как по-разному вели себя власти США и СССР во время кризиса. Белый дом вынужден был постоянно учитывать общественное мнение и, пойдя на сделку с "Советами", заставил их сохранить в секрете факт уступок со стороны США (американцы пообещали убрать ракеты из Турции, но не могли допустить разглашения этой сделки). Разница, на взгляд говорившего, между демократическим и тоталитарным государством в данном случае заключается в том, что первое должно заботиться о своей репутации, а второе от этого свободно. "Демократическое государство, как бульдог, — сказал участник клуба, — оно нападает редко, но если ввязывается, то не выходит из войны до конца именно из-за угрозы "потери лица".
А Даниил Горбатенко подчеркнул, что либертарианцы не идеализируют США, поскольку, с их точки зрения, это государство как минимум с конца, если не с середины XIX века перестало быть свободной страной с минимумом бюрократии, в которой государство выполняет только функции защиты и не более того. По словам активиста ЛПР, уже очень давно в Америке началось внедрение коллективистских, левых элементов, а поэтому нельзя сказать, что во время Карибского кризиса по разные стороны баррикад оказались полные антиподы — у американской и советской бюрократий было много общего.
Вы можете оставить свои комментарии здесь