Пастернак пояснил, что оценить архитектурную ценность здания стало возможно только после частичного разбора последующей постройки.
По его мнению, после того как открылся исторический фасад и приход выявил новые исторические сведения по дому дьякона, решение о сносе должно быть приостановлено для повторного рассмотрения их историко-культурной ценности.
Архитектор подчеркнул, что обычно в протоколах комиссии по сносу значится фраза о том, что физический снос зданий не может быть произведен до окончательного согласования органами охраны памятников всей проектной документации. В том числе разработки, утверждения и реализации в натуре специальный инженерных мероприятий, призванных обеспечить физическую сохранность окружающей застройки и в первую очередь памятников. Таким образом, по его словам, не следовало выдавать разрешение на разборку здания рядом с памятником до укрепления фундамента как самого Храма, так и близлежащих домов.
Он отметил, что по-видимому инвесторы после принципиального одобрения Общественным советом при мэре Москвы 21 апреля предпроектных предложений решили, что учитывать мнение специалистов, общественности, законодательства об охране памятников уже не нужно.
"Они нарисовали дворцы в стиле рублевских коттеджей — всякие балясинки и рюшечки.
Таков идеал жизни для состоятельных людей. Вопросы исторической преемственности, морфологии исторической застройки Замоскворечья их мало волнуют, но без взаимодействия с исследователями и специалистами, с представителями общественности, без гласного публичного обсуждения проекта со всеми заинтересованными сторонами этот проект не сдвинуть в правильном направлении", — отметил архитектор.
Однако, по его мнению, обо всем этом можно будет говорить только, когда ситуация будет возвращена в правовое поле. Пастернак считает, что виновные в самоуправстве должны быть привлечены к ответственности, вплоть до отзыва лицензии у генподрядчика и тех структур, которые "устроили такой спектакль в самом центре города".
"Здесь же мы видим безоружную группу молодежи с выраженной гражданской позицией, за которой гоняется взбесившийся бульдозер и на войну с которой выставили бандитского вида охранников в касках с черенками от лопат, при полном бездействие милиции", — возмутился архитектор.
Пастернак считает, что вопросы сноса и проектирования застройки Кадашей в нынешней ситуации обсуждать безнравственно.
Отметим, что 9 июня компания-застройщик приостановила ведение работы в Кадашах в Москве. В этот день в 14:00 завершился двухдневный мораторий на ведение работ в Кадашах, объявленный властями Москвы после столкновений с защитниками храмового комплекса.
После истечения моратория представители застройщика провели переговоры с защитниками Кадашей и подтвердили, что получили документ о приостановке ордера на строительные работы.
Напомним, с 24 мая строительная фирма ООО "Торгпродуктсервис" начала на площадке рядом с храмом Воскресения в Кадашах снос прилегающих к нему построек XIX века: дома дьякона и старинных мастерских. На этой территории планируется возвести элитный жилой комплекс и бизнес-центр. Утром 24 мая началась акция протеста против строительства. Защитники храмового комплекса заявляют, что документы у строителей фиктивные.
Сам храм Воскресения в Кадашах был построен в XVII веке и является памятником архитектуры федерального значения. В свое время эта церковь, по мнению ученых, служила главной вертикалью, композиционной доминантой, была "соборным" храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы. По мнению экспертов, строительные работы вблизи храма представляют для него угрозу, так как фундамент XVII века находится в аварийном состоянии.
Анастасия Аксенова
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter