Минувшая неделя, к счастью, обошлась без масштабных катастроф, террористических актов и кровопролитных революций. Блогеры сделали попытку вернуться к обычной жизни, обсуждая отчет Путина и критику Зюганова и Жириновского, первые антирусские погромы в Киргизии, дурновкусие новой михалковской "нетленки" о великой войне, появление плакатов и автобусов с изображением Сталина на улицах российских городов, зарождение нового гражданского протестного движения — "общества синих ведерок". Пока понятно, чьи политтехнологи не сделали очередную попытку "понизить уровень дискуссии". Они выложили в сеть новые порнографические видеоролики, компрометирующие оппозиционеров Лимонова и Белова, сатирика Шендеровича, разумеется — с участием все той же Кати по кличке "Му-Му".
Почему новая порция "компромата" , тщательно собиравшегося на протяжении двух лет, появилась в Интернете именно теперь — понятно. После событий во Владивостоке и Калининграде власть предержащие опасаются масштабных протестных акций, "работают на упреждение", стараясь всеми способами опорочить репутацию тех, кто мог бы такие акции возглавить. Хотя, конечно, со стороны выглядит забавным, как люди, втемную ворочающие народными миллиардами, пытаются шантажировать граждан Х и Y адюльтером на стороне. Но у посетителей элитных саун и завсегдатаев барских охот, возможно, иное представление, что такое грешок, что — грех, а что — грешище.
А потому вернемся к "обществу синих ведерок" — акциям гражданского протеста против чиновничьего беспредела на дорогах, от внимания к которому блогеров так неумело старались отвлечь.
Идея выказать всенародное "фи" мигалкам назревала в течение всех последних месяцев после трагической аварии на Ленинском проспекте с участием вице-президента "Лукойла" Баркова, участившихся наездов нетрезвых милиционеров на граждан. После медленно, но верно нараставшего возмущения по поводу перекрытий улиц для проезда "слуг народа" и гонок лимузинов по резервной полосе.
"Я думаю, у меня, как и у других людей, возникал вопрос: "А кто эти люди, кто ездит в этих машинах, нарушая правила, плюя на всех нас?", — считает бизнесмен Андрей Харли, отказавшийся уступить дорогу "членовозу" кремлевского начальника протокола Шевченко. — "Действительно ли есть такая необходимость? Мы, слава богу, поездили по миру, везде посмотрели, ну нигде нет такого, ни в одном западном обществе, даже и не в западном, в том же Таиланде, возьмите. А у нас это просто возведено в норму. Смешно. Как раньше в Африке у вождя племени самое большое кольцо в носу было, так и у нас. У кого одна мигалка, у кого — две. Вот они едут по встречке, встречаются лоб в лоб. Тут же надо моментально сориентироваться, кто круче по номерам, у кого кольцо в носу больше."
Хартли точно подмечает, чем именно возмущены автомобилисты — не столько тем, что "мигалки" создают пробки, сколько средневековым, сословным характером чиновничьей привилегии. И если оглядеться по сторонам — можно заметить, что в сложившемся российском обществе много таких "феодальных пережитков". Более того — укоренились и все более набирают силу даже дофеодальные, кастовые пережитки. Анекдот про внука генерала, который тоже станет генералом, но не маршалом, потому что у маршала свой внук, родился не на пустом месте… Естественно, такая, отдающая духом древневосточных деспотий, система общественных отношений никак не может считаться ни "демократической", ни "либеральной", ни даже просто "капиталистической" и "европейской".
Далее Хартли замечает, что вовсе не считает себя оппозиционером и ранее искренне голосовал за Путина и за "Единую Россию", одобрял его политику. Но — "Десять лет прошло со времени, как Путин у власти. Много сделано за этот период? Сделано много, никто не оспаривает. Вопрос: а можно ли было сделать больше? Я считаю, что можно. "Единая Россия" превращается в аналог КПСС в худшем виде. Россия и так весь ХХ век жила в страхе. И мы опять на это выходим! Мы боимся что-то сказать вслух. И это мне не нравится."
Ставший генетическим страх перед властью присущ и самому Хартли: "Первые два дня я переживал, что из-за меня могут пострадать партнеры по бизнесу. Родственники в госструктурах. Вдруг я их всех подставил? Безусловно, я об этом задумывался. Я состоятельный человек, мне есть что терять, да… Могут, условно говоря, отобрать бизнес. Но у нас ведь любой бизнес могут закрыть. Это тебе каждый коммерсант скажет. Пожарник придет и закроет. С другой стороны, что у меня отбирать? Я ничего не украл, ничего не приватизировал. Кому нужен мой бизнес? Если бы у меня была какая-то скважина, отобрал и качай. А мой бизнес… Там ведь работать надо. Он сам по себе работать не будет. Он по инерции прокатится еще месяц, два, год — и все. От него ничего не останется.
Я вот сам себя спрашиваю: почему меня сейчас прорвало? А почему не два года назад, не пять? Знаешь, это все накапливается, накапливается и доходит до какой-то критической точки, а потом — бамс! — переходит на какой-то новый уровень — либо взрывается, либо еще что-то происходит. У человека так же. Меня вот история с Чичваркиным очень взволновала, потом Магнитский, какие-то другие вещи. Все это копилось — ну вот и выплеснулось. Конечно, есть страх все потерять. Но, с другой стороны, я просто устал бояться. Я законопослушный гражданин. Я хочу жить в нормальном государстве. Я и ребенка своего учу: работать хорошо, воровать — плохо. Понимаешь, я в прошлом году заплатил государству подоходного налога 5 миллионов рублей своих личных денег. Когда платежку делаешь на такую сумму, жалко эти деньги отдавать. Это большие деньги! Почему я езжу на "форде-фокусе"? Я могу себе в принципе позволить дорогую машину. Но мы развиваем бизнес. Деньги нужны туда-сюда, кредиты банки сейчас не дают. Ситуация такая. Поэтому как бы ограниченный ресурс. Ну ладно, думаю, вложу деньги пока в бизнес. Подожду, а через год куплю себе хорошую машину. И вот, когда навстречу едет этот членовоз, "БМВ" 7-й серии, который стоит 4,5 миллиона рублей, я думаю: какого хрена! Какая необходимость у руководителя службы протокола иметь такой автомобиль?"
Именно из таких настроений представителей среднего класса, малого и среднего бизнеса и родилась идея "общества синих ведерок" — в знак протеста против чиновничьих "мигалок" прикрепить скотчем к крыше своей машины детское пластмассовое ведро, собраться в колонну и организовать автопробег по главным столичным трассам.
Пропагандируя идею "общества", главный редактор издательства "Вокруг Света", Сергей Пархоменко так описывает первую "прогулку" — от все той же, известной по акциям "31", Триумфальной площади: "В первый момент прогулка больше всего напоминала собачью выставку. Каждый выгуливал свое ведро, а остальные восхищались: "Ах, смотрите, вон там оно здоровенное какое! А вот тут голубенькое! А вон там деликатное такое, дамское, стройное, как борзая!.."
На старте собралась прорва прессы — я давно не видел на уличных событиях такого количества камер, микрофонов, диктофонов и объективов. И когда мы наконец тронулись — началось самое интересное. Народ вокруг реагировал на события ПРАВИЛЬНО: то есть весело, живо и с пониманием. Люди в соседних машинах и на тротуарах смеялись, гудели (у кого было чем гудеть), приветственно махали руками, растопыривали пальцы во всякие приветственные фигуры.
На фоне угрюмых, каких-то ожесточенно-мрачных политических "мероприятий" последнего времени мне этот контраст представляется позитивным. Но в том-то и дело, что на сей раз это было не мероприятие никакое, а в самом что ни на есть прямом смысле слова — событие. Никто ничего не организовывал, никто ничем не командовал, никто не координировал, не распределял обязанностей, не отдавал распоряжений и не требовал отчета. Каждый участник принял все решения для себя сам. Приехал, потому что хотел и понимал, зачем едет. Провел эти три часа рука об руку, крыло к крылу, колесо к колесу с теми, кто тоже считает, что продемонстрировать свое возмущение сословной рознью в России презрение к тем, кто на этой розни строит свое отношение к жизни и к окружающим. По моим прикидкам, в общей сложности на разных этапах пробега участвовало машин 60-70.
Не могу сказать, чтобы гаишники из кожи вон лезли, чтобы сорвать нашу прогулку. Скорее, уныло, тоскливо, по обязанности, тянули служилую лямку. Пытались заблокировать выезд с Триумфальной площади на Садовое, когда колонна тронулась в путь. Потом по всему маршруту следования снова и снова старались разорвать колонну, выдернуть из строя кого-нибудь и затеять нудные, тягучие, хамские по тону, но безнадежные по результату препирательства то с тем, то с другим участником пробега. Придраться-то на самом деле не к чему — и это отлично понимают обе стороны. Некоторые сквозь зубы материли начальство.
Гвоздем программы, мне кажется, был мой номер, когда остановили у моста в самом начале Нового Арбата, а в эту секунду позвонили с радио "Коммерсант-FM" и тут же вывели звук в прямой эфир. Так что там, в прямом эфире, продолжалось дальнейшее разбирательство — в сущности, вполне комическое. Вот — не изволите ли сами послушать."
"Йа видерко" — пишет блогер Сергей Мухаммедов. — Уверен, каждый, кто участвовал в первом московском автопробеге "Общества", сможет рассказать собственную историю. Как их останавливали гаишники, сверяли номера двигателя с документами, как проезжающие "безмигалочные" водители кричали в окна: "Мы с вами!", как проверяли аптечки, и даже как кто-то лишился прав. Моя история началась с классического джихад — такси, белой "шестерки", остановившейся подвезти до метро.
— Где купил? — спросил водила, показывая на ведерко, прикрепленное к рюкзаку.
— На рынке. "Набор для песка №7".
— А зачем?
— Да вы же сами знаете, иначе бы не спросили, — отвечаю.
Водила задумался, а потом выдал:
— Слушай, ну ты же совсем не похож на пафосного человека, зачем это тебе?
Поняв, что в его голове полный бардак, стал рассказывать про то, что мы хотим высмеять самое ценное, что они имеют — привилегии. Про то, что флэшмоб хоть и яркое, но одноразовое мероприятие, но оно нужно, чтобы обратить внимание СМИ, которые обязательно на него клюнут. Про будущее, в котором водители станут показывать пальцы в открытые окна, кто большой, кто средний. Про одну из самых активных частей общества — автовладельцев, которые перестанут пропускать бояр, тупо останавливаясь перед ними, мигая аварийками.
— Пяток таких объедут, а потом и выключат сою приблуду, — закончил я."
Большие чиновники, естественно, среагировали на "ведерки" нервно. "Откажетесь ли вы добровольно от мигалки? Нет, не откажусь, — пишет вице-спикер Госдумы Олег Морозов. — При современной обстановке на тех нескольких дорогах, где двигаются машины с мигалкой, ездить быстро можно только по разделительной полосе. Без мигалки это запрещено. А значит, я обязательно рискую опоздать! И это уже не моя личная проблема! Это проблема должностная. Если я опоздаю на встречу с иностранной делегацией и тем самым испорчу межгосударственные отношения, никто о причинах не спросит."
"Господин Морозов, не льстите себе, ваш вклад не более ценен, чем вклад вашего соратника по классу: дворника. Оттуда вышли, туда и вернетесь." — возмущается блогер steppenwolf.
Журналист Николай Троицкий критикует заявление представителей УГИБДД — мол, акции «общества синих ведерок» могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, так как установленные с помощью скотча на крышах машин детские ведерки отвлекают участников движения, могут оторваться при езде и, дезориентировать ее водителя".
"Не понимают: власть всегда проигрывает, когда она смешна, а ГИБДДешники смешны до идиотизма. А мигалки эти, проблесковые маячки — не "отвлекают участников движения"? Ну нельзя же до такой степени не иметь мозгов." — пишет Троицкий.
"На каком законе базировалось "законное распоряжение сотрудника милиции" о снятии ведерка с крыши личного авто? До сегодняшнего дня все гайцы, попавшие в камеру, говорили под запись, что нарушения нет. Перевозка груза в виде пустого ведерка абсолютна законна (ПДД, 23.3). Ментам сверху поступило некое указание. Похоже, чиновники решили биться за свои цацки до конца." — считает издатель Андрей Мальгин.
Похоже — действительно так. Было бы странно ожидать обратного: ведь за свои "цацки" бьется до конца даже свергнутый президент Киргизии Курманбек Бакиев, не замечая, что конец для него уже, собственно, наступил. В ту самую минуту, когда он отдал приказ не просто уводить на тайные счета народные деньги, но и стрелять в тех, кто решился высказать возмущение.