Клубу политического кино исполнился год. На юбилейном заседании 5 марта показали крайне спорный документальный фильм "Дух времени" (Zeitgeist, США, 2007), посвященный разоблачению мирового заговора. В качестве гостей пригласили редактора закрытой за "экстремизм" газеты "Дуэль" Юрия Мухина, чье печатное детище было не менее чуждо конспирологии, чем другое одиозное издание "Завтра"; и политика Гарри Каспарова, который представлял противоположный полюс — позицию рационализма и модернистского позитивизма.

Фильм, снятый анонимной командой авторов, состоит из трех, очень разных и не очень крепко связанных между собой частей. Первая посвящена разоблачению христианства и монотеистических религий вообще. Ее содержание напомнило мне книги по научному атеизму, который когда-то преподавал мой дед. Эта часть фильма указывает на то, что содержание Евангелия удивительным образом совпадает с мифами о целом ряде других пророков и богов, например египетском Хоре, индийском Будде, иранско-индийском Митре. Авторы фильма обобщают эти совпадения, заявляя, что все упомянутые ими пророки во главе с Христом на самом деле символизируют Солнце, а 12 учеников, сопровождавшие каждого из них, — 12 знаков зодиака. Таким образом,

авраамические религии разоблачаются как замаскированные языческие культы.

Вторая часть "Духа времени" является самой, скажем так, конкретной и предметной. Она посвящена подозрениям относительно того, кто же на самом деле стоял за терактами 11 сентября в США. Эта часть фильма могла бы быть названа, если перефразировать название книги Александра Литвиненко, "ЦРУ взрывает Америку". Авторы документальной кинокартины настойчиво доказывают, что башни Всемирного торгового центра (ВТЦ) могли обрушиться только в результате заранее подготовленного взрыва. Кстати, к такому же выводу в 2007 году пришли и 168 американских экспертов, профессиональных инженеров и архитекторов.

Также авторы задаются резонным вопросом: а куда делся тот "Боинг", что врезался в Пентагон? Согласно официальной версии, он буквально испарился, причем испарился из-за сгорания керосина, что в принципе невозможно. Куда делся самолет, упавший в Пенсильвании, вообще непонятно. Кроме того, версия о подготовленных взрывах ВТЦ подкрепляется научными выкладками о том, что небоскребы не упали бы, даже если в каждый из них врезалось по несколько авиалайнеров. В фильме недвусмысленно проводится мысль о том, что за атаками на башни-близнецы стояли спецслужбы Соединенных Штатов.

Наконец,

третья часть фильма доказывает, что и Первая, и Вторая мировые войны, и Вьетнам, и, в конце концов, войны в Афганистане и Ираке, последовавшие за 11 сентября, — все это результаты провокаций, организованных самими американскими властями.

И потопление океанского лайнера "Лузитания", послужившее официальной мотивировкой для вступления Штатов в Первую мировую; и нападение японцев на Перл-Харбор, после которого Америка вступила во Вторую мировую; и так называемый Тонкинский инцидент, который стал поводом уже для вторжения во Вьетнам; и, наконец, атака на Всемирный торговый центр — за всем этим стояли влиятельные силы финансовой элиты. Их авторы "Духа времени" называют "международными банкирами", к которым относят представителей банкирских династий, таких как Ротшильды и Рокфеллеры, чья цель — провоцирование бесконечных войн для извлечения прибылей и, в конечном итоге, создание мирового правительства. Эти же силы авторы фильма обвиняют в "перекройке" в своих интересах (и вопреки интересам рядовых американцев) финансовой системы США, в печатании ничем не обеспеченных денег и в массовой скупке американской политической элиты.

Завершается документальный фильм не вполне понятным идеологическим призывом (что-то вроде "Пробудись! Сорви с глаз пелену лжи!"), который вызывает ассоциации с нью-эйджем.

Фильм длится 2 часа, поэтому время обсуждения было ограниченным. Оба гостя Киноклуба обрушились на показанный фильм с критикой. Юрий Мухин, чья газета в свое время также писала об 11 сентября в конспирологическом ключе, выступал первым.

Он критиковал авторов "Духа времени", как профессионал критикует бездарных дилетантов: "Скажу как пропагандист — фильм паршивый".

Он заявил, что в фильм "напихано" слишком много всего, и это все смешано в одну кучу. Кстати, как предположил позднее ведущий киноклуба Алексей Коленский, такая чрезмерная насыщенность фильма — это целенаправленный прием авторов, направленный на сокрытие многочисленных огрехов, нестыковок и передержек, которыми он наполнен.

"Что еще плохо в этом фильме с моей точки зрения, как с точки зрения пропагандиста, — продолжил Мухин, — так это такое типично интеллигентское "ля-ля". Проблема высказана, но что дальше делать?" Фильм, как отметил экс-редактор "Дуэли", не предлагает никаких реальных альтернатив ни американской системе образования, которую авторы обвиняют в целенаправленном оглуплении американцев, ни телевидению США, которое, по мнению авторов, столь же целенаправленно "промывает мозги" нации.

Что касается второй части фильма, посвященной 11 сентября, то

Юрий Мухин заявил: "Там все правильно, и даже больше, чем я в свое время об этом написал, за исключением одного. Там не назван заказчик этого дела. Показаны силы второго плана — некоторые такие магнаты, мировое правительство".

Тех, кого в фильме называют "международными банкирами", в обиходе принято называть проще — "жидомасонами", отметил Мухин. Он сказал, что в свое время "прикидывал" различные варианты, кто же может на самом деле управлять Россией, и пришел к выводу, что это никак не "жидомасоны". С точки зрения гостя Киноклуба, Россия управляется настолько бездарно, что этим никак не может заниматься названная сила. "Если бы существовали жидомасоны, то я бы первым упал к ним в ноги и сказал: "Товарищи, начинайте уже скорей управлять миром!"

"Миром правит тупая алчность! — заявил публицист. — Все эти Ротшильды и Рокфеллеры уже выродились, там давно управляют нанятые директора, у которых свои интересы". Заказчиками же терактов и войн Юрий Мухин склонен считать "класс паразитов", причем не только буржуазию, но и огромную армию современной бюрократии. "Чем отличаются государственные служащие от капиталистов? — продолжил оратор. — Ты сделал на рубль товара, 20 копеек забрал капиталист, и еще 20 — другой класс паразитов, госслужащие. Но если капиталист может пустить эти деньги в расширение производства или еще куда-то... Бюрократы тоже вроде бы куда-то пускают эти деньги... Но когда существовали две сверхдержавы и противостояние между ними, то существование этих огромных государственных машин, наращивание гонки вооружений, содержания армии и так далее — все это было оправдано. С этого кормилось огромное количество людей. В Америке, наверное, миллионов 10-15 имели от этого стабильную зарплату или доход, статус в обществе. После поражения Советского Союза у американцев возник закономерный вопрос: а зачем содержать все это?"

Юрий Мухин напомнил об астрономическом увеличении бюджета армии США и о создании новой спецслужбы с годовым бюджетом в 40 миллиардов долларов после 11 сентября. Вот здесь, по его мнению, и следует искать те силы, которые могли организовать либо спровоцировать эти громкие террористические акты.

"На этих терактах заработала сама эта паразитическая государственная структура", — подытожил Мухин.

В этом и причина, как он считает, того, что американские конгрессмены и сенаторы не провели полноценного расследования событий 11 сентября 2001 года.

В том же самом Мухин обвинил и американских журналистов. Причем, по его словам, дело не в цензуре, а в элементарной некомпетентности работников СМИ. "Журналисты не понимают происходящего, если оно выходит за пределы обычной "бытовухи", — заявил экс-редактор "Дуэли".

Гарри Каспаров в свою очередь критиковал фильм предметно, "по пунктам". Он отметил определенную чужеродность, искусственность первой, "антихристианской" части фильма и нашел этому объяснение: "Сам фильм построен по религиозному принципу. В него потому и "навалено" так много, что если бы не это, то сразу бы обнаружилось много передержек. В фильме очень много грубейших фактических ошибок".

Во-первых, указал Каспаров, фильм всю ответственность за 11 сентября возлагает исключительно на Буша, чья администрация приступила к работе только в начале 2001 года, тогда как "проблема бен Ладена" возникла во время восьмилетнего правления Клинтона.

"Именно Клинтон не отдал приказа уничтожить бен Ладена в 1996 году, когда такая возможность была, — сказал Гарри Каспаров, — но про Клинтона ни сказано ни слова. Хотя, если заговор и был, то, конечно, именно демократы должны были стоять за ним, потому что именно они стояли у руля!"

Во-вторых, гость Киноклуба заявил, что не обладает достаточными знаниями в химии и физике, чтобы оценивать приведенные в фильме технические доказательства того, что башни-близнецы были взорваны изнутри. "Все может быть", — сказал на этот счет политик. Но он выразил полную уверенность в том, что если бы существовали обоснованные подозрения такого рода, то американское научное сообщество просто не могло бы промолчать на этот счет. Каспаров напомнил, что есть пять или шесть конспирологических теорий относительно 11 сентября, отвергающих официальную версию. "Представить себе, что американское общество, что родственники трех с лишним тысяч человек, погибших 11 сентября, допустили бы сокрытия подобной информации, я просто не могу", — заявил Каспаров. Кроме того, на его взгляд, оппозиционные тогда демократы ни за что бы не упустили возможность использовать против Буша эти подозрения, если бы под ними были хоть сколь-нибудь серьезные основания.

Наиболее детальной критике гость Клуба политического кино подверг третью часть фильма, посвященную разоблачению заговора международных финансовых воротил. Каспаров указал на целый ряд исторических неточностей и умолчаний в последней части "Духа времени". Чего стоит только данное в фильме определение Первой мировой войны как "войны между Германией и Англией".

Что касается потопления "Лузитании" как предлога для вступления Соединенных Штатов в войну, то Гарри Каспаров напомнил, что этот лайнер был потоплен немцами в 1915-м, а в войну Америка вступила только в октябре 1917 года.

"Таких мелких исторических подлогов в фильме очень много, — отметил он, — и поэтому информации много, чтобы этого нельзя было уловить".

Каспаров, опираясь на исторические данные, также уличил авторов картины в ряде передергиваний в той части фильма, что касается финансовой и налоговой систем США. Что до критики "отупляющего" американского образования, то 13-й чемпион мира по шахматам объяснил снижение общего уровня среднего образования в США его расширением, распространением на слои и группы населения, для которых оно раньше было недоступным. Но уровень американского высшего образования и науки, как заявил Каспаров, по-прежнему очень высок.

Успел высказать свое мнение и я. Считаю, что не так важно, насколько близки к истине или, наоборот, ошибочны конкретные конспирологические теории, сколь важно то, что огромные массы людей допускают, что за взрывами домов в России в 1999-м или терактами 11 сентября в США могли стоять российские и американские спецслужбы соответственно. При этом никакого особенного потрясения массового сознания не происходит. Это воспринимается, в общем-то, нормально.

Согласно соцопросу 2007 года, больше половины (51 процент) американцев хотели дополнительного расследования действий администрации Буша в связи с событиями 11 сентября, а 26 процентов были уверены, что власти намеренно позволили терактам произойти.

Авторы интернет-ресурса Globalrus.Ru Алексей Еременко и Николай Шидловский написали тогда об этом: "Для того, кто верит, что это (11 сентября — А.С.) сделала власть, вся схема отношений гражданина и государства должна рухнуть. Как после этого выйти в булочную?" Но речь о том, что, даже подозревая собственную власть в столь масштабных и злокозненных преступлениях, обыватель все равно продолжает ходить в булочную, платить налоги и, образно говоря, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. На мой взгляд, это говорит о том, что общество (неважно, российское или американское) серьезно больно.

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter