22 января под председательством президента России Дмитрия Медведева пройдет заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросам совершенствования политической системы и укрепления политических институтов Российской Федерации.
Заседание состоится по инициативе фракции КПРФ в Государственной думе, депутаты которой вместе с депутатами от "Справедливой России" и ЛДПР покинули зал пленарных заседаний в знак протеста против масштабной фальсификации результатов голосования на выборах в Мосгордуму. О предложениях КПРФ, вынесенных на Госсовет, нам рассказал первый зампред ЦК партии, заместитель председателя Госдумы Иван Мельников.
— Иван Иванович, в чем смысл закона "О гарантиях оппозиционной деятельности", на котором настаивают коммунисты? Возрастут ли шансы его принятия после Госсовета?
— В законопроекте содержится масса важных положений, в том числе и четкое понятие оппозиционной деятельности и нормы, защищающие право граждан заниматься оппозиционной деятельностью, не боясь давления ни на службе, ни со стороны правоохранительных органов.
В законе также прописывается право оппозиционных политических партий на равных условиях с политической партией, имеющей большинство мест в Государственной думе, пользоваться средствами массовой информации с государственным и муниципальным участием. Мы исходим из того, что партия большинства — это партия большинства мандатов, но не "большинства эфира". Это разные вещи. Здесь должно оставаться равенство, чтобы обеспечивать динамичную конкуренцию, а не загнивание "победителей" на своей монопольной позиции.
В проекте закона сказано и о защите прав непарламентской оппозиции. Большое значение уделяется актуальной теме — обязанностям государственных и муниципальных органов по обеспечению права на оппозиционную деятельность. Это важнейшая норма, так как сейчас эти органы, особенно на местах, к сожалению, не только не обеспечивают, но и нарушают права всех, кроме правящей партии. Обращу внимание и на норму, где говорится, что ни граждане, ни политические партии, занимающиеся оппозиционной деятельностью, не могут быть привлечены к ответственности за распространение идей и убеждений, не совпадающих с идеологией партии власти. Буквально на днях фракция КПРФ внесла поправку в закон "О политических партиях", которая, в случае ее принятия, станет правовой основой для принятия закона "О гарантиях оппозиционной деятельности".
— КПРФ не возражает против введения пропорциональной системы на региональных и муниципальных выборах. Разве ваш отказ от мажоритарной системы укрепляет демократию?
— Вы правы, мы до последнего отстаивали право на самовыдвижение, говорили, что должны быть депутаты от округов, что нужно не только соревнование партий, но и общественно активных граждан. Но сохранять "ради принципа" неработающий механизм или работающий в совершенно противоположном направлении нет смысла. Сегодня выдвижение одномандатников — вотчина даже не партии власти, а административного ресурса, и путь для проходимцев с деньгами. Никакие независимые кандидаты тут никогда не пройдут. Мы это видели и в Москве, и на других выборах. Это как аппендикс. Пока здоров, хорошо, а когда воспаление — лучше удалить. Вернемся к этой норме, когда придем к власти.
— В качестве основного средства борьбы с административным ресурсом КПРФ предлагает ввести прямой запрет губернаторам возглавлять списки. Это, по-вашему, действенная мера?
— Честно говоря, нам как-то все равно, как власть будет решать эту проблему. Она ее породила, она пусть ее и убивает. Нормы нормами. Помните, как президент заявил, что министры больше не должны возглавлять спортивные федерации? Есть у кого-то желание обойти это его заявление? Кажется, нет. Так и здесь. Мы указываем на эту проблему и ждем политической воли власти — расстаться с этой нечестной практикой. Очевидно, что существующее положение дел вообще противоречит здравому смыслу. Нельзя в грубой форме вводить в заблуждение избирателей, снижая тем самым уровень правовой культуры и дискредитируя институт выборов. Очевидно, что глава региона во главе списка одной из партий становится лицом, заинтересованным в совершенно конкретном результате выборов, что подчиняет работу всех структур региона достижению этой цели.
— Какие еще вы вносите предложения по изменению выборного законодательства?
— Большая часть наших депутатов в регионах работают на общественных началах, и, если прошли один-два человека, по Регламенту они не могут сформировать свою фракцию. Мы предлагаем изменить этот порядок. Допустим, от нас избирается преподаватель вуза. Ему приходится за свой счет объезжать регион, в рабочее время проводить встречи. Таким образом, у учителя нет возможности сосредоточиться на политической работе и защите интересов избирателей. Мы также предлагаем законодательно ограничить количество открепительных удостоверений, ввести норму по использованию только прозрачных урн, публиковать списки проголосовавших. И ЛДПР, и "Справедливая Россия" по части подобных вопросов разделяет нашу позицию. Здесь мы указываем на необходимость ударить по "инструментам" фальсификаций.
— Почему присутствие ваших представителей в УИК не становится препятствием для нарушений?
— Что касается УИК, то мы всегда закрываем почти все участковые комиссии. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что во многих комиссиях три руководящие должности — председатель, заместитель и секретарь — замещены либо прямыми выдвиженцами, либо членами одной партии, формально предложенными в состав комиссии не партией. В этих условиях трудно говорить о самостоятельности избирательных комиссий. Названные должности должны замещаться членами или выдвиженцами разных политических сил. Вот о чем речь.
Кстати, вне зависимости от обсуждения этого блока вопросов на Госсовете фракция КПРФ готовит к внесению в Государственную думу соответствующие поправки в законодательство.
Считаем необходимым также обсудить на Госсовете обострившуюся проблему включенности МВД в выборный процесс, ведь сейчас укоренилось восприятие оппонентов партии власти как правонарушителей, в порядке вещей соответствующие меры в их адрес.
— Какие предложения вы вносите по улучшению атмосферы в политической системе?
— Тут много моментов. Скажу о ключевых. Нужно понимание несовершенности на сегодняшний день судебной системы. Сегодня суд приравнивает интересы партии власти к интересам государства. Хочется увидеть хотя бы понимание проблемы на Госсовете. Ясно, что ключ к решению этой проблемы — не обход судебной системы, а политическая воля по созданию условий для объективного суда в вопросах партийной конкуренции. Пока в этом направлении прилагается недостаточно усилий. Пример тому — московская судебная система, которая, несмотря на заверения президента, звучавшие на последней встрече с руководством Государственной думы, действует не как суд при разборе жалоб, а как адвокат Московской городской избирательной комиссии.
— Что вы предлагаете в плане гарантий прав граждан на референдум?
— Проблема невозможности организовать референдум "снизу" стоит очень остро. Этот конституционный механизм утрачен, а когда власть отказывает в доверии обществу, это неизбежно ведет к тому, что общество отказывает в доверии власти. Завязка на бюджетную политику любого вопроса, выносимого на референдум, является колоссальной преградой при его организации. Если выносимый вопрос затрагивает бюджет, его ставить нельзя. Необходима корректировка законодательства.
— Что вы думаете по поводу увеличения количества политических программ? Например, есть идея сделать канал "Вести-24" информационно-политическим, где бы выпуски новостей перемежались с комментариями актуальных событий дня и политическими дискуссионными программами. Как вы к ней относитесь?
— Канал "Вести-24" и так нормально работает в этом плане. Вопрос лишь в том, что его смотрит один процент телезрителей. Мы там выступаем "сами для себя". Нужно больше политических дискуссионных программ на центральных каналах. Сегодня их либо нет, либо те, что есть, носят элементы манипуляции, их выводы и ход дискуссии задаются заранее. Необходимо и создание специальной еженедельной программы, где оппозиционные партии сами смогут формировать информационную политику.
— Вы не ставите вопрос о том, что количество милиционеров, обеспечивающих общественный порядок, должно быть резко сокращено? Сегодня бывает так, что число охранников в разы превышает число митингующих.
— Мы считаем важным подвергнуть критическому анализу не только меры безопасности на массовых акциях оппозиции, но и вопросы политических преследований в регионах. Необходимо и в целом обсудить проблему подмены термина "стабильность" тотальной предсказуемостью, где любое действие оппозиции рождает истерику и фобии, что мы видели во время демарша фракций. Любые выборы мэра, утверждение губернатора проходят только с подавляющей поддержкой. Для достижения этой подавляющей поддержки "любой ценой" выкручиваются руки даже малочисленным оппозиционным фракциям. Это абсолютно нездоровая тенденция в политической системе.
— Что, по вашему мнению, может поспособствовать учету ваших предложений? Раскол тандема?
— Я не увлечен темой тандема и темой раскола. Это все лирическая часть, фантазировать можно сколько угодно. Меня интересуют конкретные решения. Их я оцениваю, делаю выводы. И пока главное, что я вижу: двусмысленность вокруг 2012 года тормозит развитие страны. Мы не очень рассчитываем, что все наши предложения будут поддержаны президентом и воплощены в жизнь.
— Каким образом с целью давления на режим КПРФ предполагает сотрудничать с непарламентской оппозицией? Как бы вы оценили ее состояние?
— Я, честно говоря, слабо вижу непарламентскую оппозицию. На сегодняшний день она в маргинальном состоянии и оторвана от реальности. Прежде всего, от той реальности, в которой живет большая часть общества. А тут нужен трезвый анализ. О союзнических отношениях речь не шла никогда и не могла идти, но на определенном этапе мы были готовы взаимодействовать с правой непарламентской оппозицией по ряду вопросов защиты институтов демократии. Однако те представители оппозиции, которые занимают антироссийскую позицию по Южной Осетии, которые живут с навязчивой манией сводить счеты то со Сталиным, то в целом с коммунистической идеологией, отбили желание. Думаю, наше взаимодействие может сосредоточиться разве что в рамках работы наблюдателей на выборах. А с целым рядом левых непарламентских оппозиционных сил мы находимся в контакте и нередко сотрудничаем по линии штаба протестных действий ЦК КПРФ.
— Что вы думаете об инициативе создания новой левой партии?
— Я не думаю об этом.
Вы можете оставить свои комментарии здесь