В начале первого летнего месяца страна торжественно отметила День России, который многие по привычке называют Днем независимости. Показательно, что на эти же дни выпало двадцатилетие памятного Первого Съезда народных депутатов СССР. Благодаря ему, как известно, в стране произошли события, которые и привели в итоге к учреждению нового государственного праздника.
Однако в части освещения по телевидению два эти праздника оказались далеко не равнозначными. Если
День России освещался пышно и помпезно, то о Съезде, без которого, повторяю, этого Дня не было бы вовсе, на федеральных каналах не было сказано практически ни слова.
Внимательные телезрители сразу обратили внимание на это удивительное обстоятельство. Так, телезрительница Ирина Шиканова из Москвы написала в адрес сразу двух передач радиостанции "Эхо Москвы": "Суть событий" и "Человек из телевизора". Она спросила, почему в День России по Первому каналу показывают "древние сны" семидесятых годов и не показывают трансляции со Съезда народных депутатов, хронику 1991 года, знаменитую речь Бориса Ельцина после памятных августовских событий, многотысячные митинги в Москве той поры.
В ответ на это гость передачи, журналист Слава Тарощина, ответила, что, видимо, двум "главным зрителям" пока неугодно видеть эти материалы. Стало быть, приходится признать, что весь праздничный эфир и в какой-то степени и сами праздничные мероприятия формируются с учетом интересов и пристрастий нашей "сладкой парочки" высших правителей.
Без прямого упоминания о его демократических истоках День России оказался выхолощенным. Пришлось режиссерам массовых представлений для "создания настроения" обращаться к сомнительному, порой, музыкальному наследию советской поры типа бравурных "производственных" или "студенческих" шлягеров. В приложении к празднику, имеющему отношение исключительно к новой России, такое "смешение стилей" выглядело нелепо, если не сказать пошло.
Справедливости ради надо отметить, что одну программу, посвященную новейшей истории страны, я все-таки обнаружил в сетке праздничного вещания, да и то случайно. Молодой журналист Владимир Набутов, сын ветерана "старого" НТВ Кирилла Набутова, подготовил на телеканале "Звезда" цикл программ, который так и назывался — "Новая история России". Название, на мой взгляд, было вполне оправданным, поскольку двадцать минувших лет — это уже история. К сожалению, как показали опросы, эту программу мало кто видел. Несмотря на высокое качество многих программ, "Звезда" пока еще не относится к самым популярным российским федеральным каналам.
Наверное, иные телевизионные продюсеры с радостью проигнорировали бы и восьмидесятилетний юбилей легендарного режиссера Владимира Мотыля. Но, видимо, слава создателя "Белого солнца пустыни" оказалась столь велика, что сделать это было невозможно.
Между тем Мотыль, как это давно известно, не относится к числу любимых и обласканных властью художников. Причин тому несколько. Об одной очень хорошо сказал в программе "Кино — дело тонкое" (канал "Культура") киновед Кирилл Разлогов. Он отметил, что знаменитый фильм сыграл злую шутку со своим создателем. В России громкий успех не прощается ни коллегами, ни начальством.
Но дело не только в зависти. Владимир Мотыль был неудобен для любой власти на протяжении вот уже почти полувека. В своих работах он постоянно затрагивал "скользкие" темы, верно и преданно сотрудничал с "ненадежными" авторами. Чего стоит одно только творческое партнерство Владимира Мотыля с Булатом Окуджавой, на которого после выхода в свет сборника "Тарусские страницы" повесили ярлык "инакомыслящего"!
Кроме того, режиссер постоянно позволял себе оскорбительные для власти намеки. После выхода на экраны "Звезды пленительного счастья" в кинематографическом сообществе пошли упорные слухи о том, что фильм посвящен не только женам декабристов, но и всем близким тех, кто уже в советские годы пострадал от незаконных репрессий. Говорили шепотом, что подобные намеки содержатся и в экранизациях классики: "Леса" Александра Островского и чеховской "Дуэли" (фильм вышел на экраны под названием "Несут меня кони").
Однако повторимся и вновь скажем, что пройти мимо юбилея автора "народного вестерна", любимого фильма генсеков и космонавтов, было решительно невозможно. Кроме упомянутой передачи на канале "Культура", мастеру был посвящен документальный фильм "Госпожа Удача" на Первом канале. Были вновь показаны в эфире неувядающее "Белое солнце пустыни" и некоторые другие ленты юбиляра.
Между тем за громкими юбилеями начали забываться отдельные знаковые события нашей сегодняшней российской действительности. Например, события в городке Пикалево Ленинградской области. Хотя эти события провели своеобразную границу, обозначившую предел, за которым оканчивается терпение простых россиян, доведенных до отчаяния жадностью "хозяев жизни". Сегодня невозможно делать вид, будто этой границы не существует.
Правда, наши телевизионщики порой пытаются изобразить дело именно таким образом. В официальных телерепортажах, прежде всего в репортажах программы "Время" (Первый канал), почти ничего не говорилось об истинных причинах рабочих волнений в Пикалеве, о новых народных вождях и настоящих профсоюзных вожаках. Если верить комментатору нашей главной информационной программы, то выходит, что петицию с требованиями рабочих чуть ли не случайно передал Владимиру Путину безымянный "представитель профкома". Хотя всей Ленинградской области известно, что сделала это Светлана Антропова, председатель профкома бывшего Пикалевского глиноземного завода и депутат городского Совета. Саму Антропову в кадре, правда, показали на несколько секунд, но назвали при этом "работницей завода". Видимо,
современные цензоры полагают, что россиянам ни к чему знать о том, что профсоюзы могут быть по-настоящему боевыми и поднимать людей на реальную борьбу за свои права.
Для всей страны подлинным героем должен был оказаться Владимир Путин, который лично приехал в Пикалево и за какой-то неполный час "разрулил" ситуацию. Именно так трактовались события на официальном федеральном телевидении. Именно об этом упорно твердил в передаче "Честный понедельник" (канал "ТВ Центр") депутат-единоросс Андрей Исаев, несколько раз подчеркнувший решающую роль премьера и лидера партии в разрешении пикалевского конфликта.
В ответ на это работница пикалевского завода Инна Шахмуратова в эфире этой программы резонно спросила депутата-златоуста, не является ли и губернатор Ленинградской области господин Сердюков членом все той же правящей партии? Этот вопрос, как было заметно, очень не понравился Андрею Исаеву. Крайне нехотя он выдавил из себя, что губернатор действительно состоит в "Единой России" и с ним будет проведен "жесткий разговор" по партийной линии.
Показательно, что сторону партийного руководства и высшей государственной власти охотно занимают приближенные к этой власти олигархи. В эфире программы "Познер" (Первый канал) миллиардер Виктор Вексельберг охотно озвучил официальную версию — о продажности и провокационности протестного рабочего движения. Он сказал, что власти и предприниматели зачастую сталкиваются "с определенными спекуляциями", когда профсоюз создается как некий инструмент давления на работодателя для "определенного торга в интересах узкой группы лиц, а не в интересах всего производства". По убеждению олигарха, эта ситуация требует очень внимательного рассмотрения со стороны и правительства, и работодателей.
Вместе с тем Виктор Вексельберг очень сдержанно оценил тезис, согласно которому крупный бизнес должен нести моральную ответственность перед населением своей страны. Он даже призвал "не сужать вопрос моральной ответственности или ответственности богатых людей только в контексте приватизации".
По убеждению Вексельберга, "следующее поколение забудет об этом". То есть забудет о том, каким образом были накоплены сомнительные миллиардные состояния.
По-моему, приведенные высказывания даже не нуждаются в комментариях. Они честно отражают позицию власти и тех, кто сегодня является ее верной опорой.
Интересами народа здесь и не пахнет.
Вы можете оставить свои комментарии здесь