На очередном заседании Клуба политического кино, которое состоялось в последний день весны, речь шла о главном — о пресловутой, многократно поминаемой и проклинаемой радикалами всех мастей Системе, то есть существующем общественном мироустройстве в целом и экономических и политических методах, которые поддерживают его существование.
Главные гости клуба — либеральный демократ Гарри Каспаров и русский националист Константин Крылов – по своим воззрениям на данный конкретный предмет оказались весьма близки, а временами вообще звучали почти в унисон.
Неожиданным в свете убеждений Каспарова и Крылова это может показаться только на первый взгляд, на второй же — все закономерно, ибо и Каспаров, и Крылов являются деятелями российской внесистемной оппозиции. И то, что они представляют ее разные "фланги" в данном случае непринципиально.
Поводом для разговора стал немецкий фильм 2004 года "Воспитатели", снятый режиссером Хансом Вайнгартнером. По сюжету троица современных германских леваков, два парня и девушка, в результате стечения обстоятельств, а не по заранее разработанному плану похищают преуспевающего менеджера и увозят его в заброшенный горный домик. Там между похитителями и "буржуином" завязываются кое-какие отношения, временами даже напоминающие дружеские, и через какое-то время похищенного отпускают. Он, помучившись некоторое время сомнениями, все-таки "стучит" на них, но революционерам удается уйти от полиции, при этом они вынашивают планы более масштабных и уже спланированных, а не "с кондачка" акций, например уничтожения системы спутниковой телетрансляции, которое может надолго оставить значительную часть Европы без телевидения.
Практически все выступившие в клубе интеллектуалы нашли фильм прямолинейным, что объяснимо, если учесть, что Вайнгартнер — марксист, сторонник достаточно схематичного классового подхода.
Политолог Алексей Лапшин охарактеризовал героев как "людей с размягченным сознанием", тотально не дотягивающих до уровня своих предшественников, европейских "красных" 1960-х и 1970-х. Фильм же в целом, на его взгляд, демонстрирует исчерпанность, тупиковость левого дискурса на Западе.
Константин Крылов начал с того, что фильм вызвал у него в первую очередь профессиональный интерес: "Действие маленькой группки людей, которые скрываются, едут на машине и смотрят, не преследует ли их полицейская машина, — все это мне, безусловно, близко", — с улыбкой сказал Крылов, очевидно, имея в виду "взаимоотношения" с "органами" политических активистов, в его случае — русских националистов – во время проведения акций и другой политической работы.
Однако на этом интерес правого интеллектуала к приключениям тройки похитителей и похищенного, как можно понять, оказался в значительной мере исчерпанным.
"В фильме есть только один главный герой — Система, — сказал главный редактор АПН, — и главное ее свойство — безальтернативность. И действия этих "революционеров", и действия похищенного ими менеджера происходят внутри этой системной матрицы".
Крылов отметил, с какой легкостью жертва киднеппинга вспомнил собственную левацкую молодость и "переключился", совершенно безболезненно принял образ жизни в горной хижине. Точно так же и леваки очень легко просчитывают будущие действия отпущенного восвояси "эксплуататора" и успевают скрыться до того, как он навел на них полицию.
"Сто лет назад, когда революционер встречался с обывателем, — сказал Крылов, — это действительно встречались два разных мира. А сейчас он их прекрасно понимает, потому что сам таким был. Сейчас вся левая идея на Западе скушана Системой, переварена, снова скушана и опять переварена. Это икра, которую уже ели, причем много раз". Более того, Крылов констатировал, что "левизна" даже нужна Системе для разных целей, например для производства определенной эстетики.
"Система безальтернативна, потому что включает в себя все", — подытожил Константин Крылов, — никаких альтернатив существующему мироустройству долго не будет. Единственное, что можно делать, — это самовыражаться, что мы и видим в фильме".
Гарри Каспаров в ответ на это отметил, что Система успешно переваривает не только левую, но и национал-патриотическую идею. Так, по его словам, некоторое время назад губернатор провинции Коринтия в Австрии, ныне покойный Йорг Хайдер, известный своими крайне правыми взглядами, заблокировал Каспарову возможность выступить в этом австрийском регионе, что, по словам лидера ОГФ, объясняется тесными связями Австрии с российскими бизнес-структурами, в частности Олега Дерипаски, которые, в свою очередь, "завязаны" на Кремль.
Главная причина стагнации и стабильности Системы, считает Каспаров, — это остановка научно-технического прогресса, который ранее стимулировался конкуренцией двух систем во время холодной войны.
"В последние 30 лет общество перестало динамично развиваться, — сказал шахматист и политик, — последним прорывом было изобретение персонального компьютера. Новая модель мобильного телефона каждый год — это не развитие. Вся мировая экономика до сих пор завязана на двигатель внутреннего сгорания — технологию XIX века".
Возвращаясь к истории с Хайдером, Каспаров высказал мнение, что 8 лет правления Путина послужили тому, что российская коррупционная модель власти начала заражать собой Запад.
Константин Крылов согласился с ним, назвав происходящее торжеством "бабло-дискурса".
А Алексей Лапшин, в свою очередь, назвал одним из корней зла то, что мировые элиты в последние десятилетия посчитали себя выше исторического процесса. Раньше они были участниками истории, а теперь сами пытаются ее моделировать.
Ссылаясь на фильм, где и менеджер, и его похитители-леваки играют легко просчитываемые роли, Крылов сказал: "Главная проблема — дефицит субъектности, то есть возможности быть "кем-то". Мы уже даже не винтик Системы, мы просто смазка в шестеренках. Но когда-нибудь это рванет".
Вы можете оставить свои комментарии здесь