Экономический кризис в той или иной степени затронул все страны глобального мира. Но в каждом случае сила его влияния была разной. Ясно, что это напрямую зависит от устойчивости экономики отдельного государства и прозрачности тех механизмов, которые обеспечивают функционирование государственной системы.
И еще ясно, что более других от кризиса пострадали экономики, зависимые от таких внешних факторов, как цены на нефть, кредиты, а также импорт высокотехнологичной продукции, товаров народного потребления и продовольствия. Россия, к сожалению, попала в число именно таких стран. Столь сильное поражение российской экономики, которое мы сегодня не только наблюдаем, но и ощущаем на собственной шкуре, связано с тем, что страна так и не преодолела зависимость от нефтегазового сектора.
Поэтому Россия подвержена двойному удару – финансовому и нефтяному.
Положение российской экономики в 2009 году будет крайне серьезным, а длительность кризисного периода будет коррелировать с эффективностью применяемых правительством антикризисных мер. И тут встает главный вопрос: насколько эти меры соответствуют запросу и способны ли они действительно улучшить положение в стране?
Основным комплексным документом, включающим антикризисные меры в части различных секторов экономики, является "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики", утвержденный председателем правительства Владимиром Путиным 6 ноября 2008 года. В рамках реализации "Плана действий" уже принято 15 федеральных законов, 23 постановления правительства, одно распоряжение и три ведомственных акта.
Мероприятия "Плана действий" можно условно подразделить на четыре основных направления: развитие финансовой и банковской системы; поддержка рынка труда и социальная помощь гражданам; стимуляция спроса на продукцию соответствующих секторов экономики и производства продукции промышленными предприятиями.
На практике мы видим, что власть сосредоточилась исключительно на вливании государственных средств в финансовые структуры, оказании господдержки узкому кругу "избранных" компаний. А для того, чтобы помочь гражданам, ведется "разработка пакета социальных мер".
Кремль вынужден идти у бизнеса на поводу, так как иного способа, кроме экономического стимулирования, для обеспечения лояльности у него нет. В результате в течение последних четырех месяцев представителям крупного бизнеса были выделены весьма значительные финансовые субсидии. При этом общим местом стало практически полное отсутствие реального контроля над их использованием. Характерно также, что средства выделялись представителям тех отраслей экономики, которые отнюдь не испытывали серьезного кризиса (например, нефтяным компаниям). И это неудивительно, так как самые сильные лоббистские группы в России отстаивают интересы именно нефтегазового сектора.
Социальную же функцию взяла на себя "Единая Россия". На повестке дня стоит задача не допустить народного бунта.
Партия взяла на "контроль" акции протеста в регионах, а также принятие федерального бюджета.
Необходимо жестко отделить важное от второстепенного при верстке бюджета — таков был главный призыв Владимира Путина, адресованный "Единой России". А уж правительство примет "ответственное решение", и, "как уже было объявлено, сокращение общего объема расходов не планируется".
Опыт времен Великой депрессии и начала 1980-х годов показывает, что без глубоких структурных реформ, без развития импортозамещения и высокотехнологичных производств любые подобные действия являются лишь временными мерами. Кроме того, ресурс у российского правительства весьма ограничен, и уже очень скоро свободные финансовые средства будут исчерпаны.
Тем не менее в руководстве страны окончательно пришли к убеждению, что только опора на сверхкрупные корпорации, тесно связанные с государством или находящиеся под его прямым управлением, способна, с одной стороны, обеспечить выживание отечественной экономики в условиях мирового кризиса, а с другой, что не менее, а может, и более важно для тех, кто принимает решения, — обеспечить "выживание" действующей элиты.
Представители же той части крупного бизнеса, чьи интересы не были полностью учтены властной верхушкой, достаточно критически относятся к мерам по преодолению финансового кризиса.
В первую очередь речь идет о владельце "Базового элемента" Олеге Дерипаске. В одном из своих последних интервью газете "Ведомости" он вполне конкретно определил нынешний кризис как системный.
"Уже сейчас надо думать, как сделать рубль более надежным источником для инвестиций, а не только инструментом для удобной конвертации, ведь на ближайшие семь лет основным источником прибыли для нас всех будет внутренний рынок", – уверен бизнесмен. "Инфляция же у нас не из-за того, что предложения (товаров) недостаточно, а из-за того, что возникает огромный объем издержек на пути товара к потребителю, просто спрос удовлетворяется неэффективным образом во многих местах. Цена на зерно упала в два раза – что, хлеб упал в два раза?" – отметил Дерипаска.
Кроме всего прочего, предложенные российским руководством меры по борьбе с финансовым кризисом не совпадают и с виденьем европейского сообщества.
Итогом саммита Евросоюза, который прошел в Брюсселе 1 марта, стало заявление о стремлении избегать протекционизма и приверженности принципам единого рынка. В России об этом говорить уже не приходится — власти попытались "поддержать отечественного производителя" путем повышения импортных пошлин на легковые и грузовые автомобили. Как известно, эти действия спровоцировали акции протеста в регионах.
Впрочем, существуют и альтернативные версии антикризисных мер. В первую очередь следует упомянуть программу движения "Солидарность", ориентированную на поддержку граждан. Такой вывод легко сделать, если проанализировать поставленные оппозицией цели:
- Поддержать покупательную способность граждан (совокупный спрос) и экономическую активность, прежде всего, в малом и среднем предпринимательстве – локомотиве выхода из кризиса.
- Бороться с инфляцией.
- Компенсировать гражданам потери от девальвации рубля вместо сжигания резервов ЦБ на бирже.
- Защищать финансы граждан.
Еще одно виденье выхода из финансового кризиса было предложено политкомитетом партии "Яблоко". Согласно предложенной концепции, избавлению от последствий кризиса в России должно послужить массовое жилищное строительство. России жизненно необходимо перейти к "чрезвычайной по своим масштабам общенациональной политике развития внутреннего спроса", центром которой должно стать массовое жилищное строительство, финансируемое за счет всех возможных источников резервных и бюджетных средств, считает партия "Яблоко". В концепции говорится, что "инвестиции в жилищное строительство в ближайшие семь лет должны составлять более половины всех инвестиций в России. Жилищное строительство и содействие строительным работам позволит преодолеть спад и будет способствовать экономическому росту. ...Инвестиции в жилищное строительство в значительной мере сберегут нынешние рабочие места, а также создадут новые предприятия, способные обеспечить экономический рост, как сегодня, так и в отдаленной перспективе".
Не стоит забывать о так называемом экспертном сообществе. Хотя более или менее серьезные аналитики в большинстве своем скорее пытаются найти ответ на вопрос: достиг ли финансовый кризис своего дна, а не оценивать меры по выходу из финансового кризиса. Что вполне объяснимо в условиях жесткого ограничения аналитической работы.
Недостаток свободы в России не дает возможности тщательнее изучить феномен кризиса. А ведь такое изучение позволило бы российскому руководству принимать более адекватные и взвешенные решения, способные реально улучшить ситуацию в стране.
И дало бы обществу возможность оценить, насколько эффективно и компетентно это самое руководство.
Однако власти за 8 лет зиждившегося на внешней конъюнктуре относительного финансового благополучия удалось взрастить в стране молчаливое большинство и уничтожить интеллектуальное поле для проработки альтернатив по выходу из финансового кризиса.
Но даже существующие предлагаемые оппозицией альтернативы выхода из финансового кризиса властью не учитываются. И в этом нет ничего удивительного, ведь в России не созданы механизмы взаимодействия с оппозицией. Зато созданы барьеры для успешной реализации даже тех мер, которые в итоге приняты властью. В этом контексте уместно вспомнить слова президента России Дмитрия Медведева, который признал в послании Федеральному собранию: "Нужно разблокировать тромбы в финансовой системе страны". Ведь до экономики – граждан, малого и среднего бизнеса – выделяемые средства не доходят. Только вот нужно ли Медведеву это на самом деле?
Вы можете оставить свои комментарии здесь