В консультациях с российской стороны приняли участие правозащитники Сергей Лукашевский и Ольга Шепелева (Центр "Демос"), Александр Верховский (Центр "СОВА"), Тамирлан Акиев (ингушское отделение "Мемориала"), Марина Писклякова-Паркер (Центр "АННА"), Мара Полякова (председатель независимого экспертно-правового совета, член Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека).
В представленном докладе правозащитного общества "Мемориал" отмечалось, что нынешнее законодательство России предоставляет должностным лицам, борющимся с терроризмом, "недопустимо широкие полномочия".
Однако даже обладая громадными полномочиями, должностные лица "постоянно и систематически идут на прямое попрание норм законодательства, на незаконное насилие", отмечает "Мемориал". "Сотрудники силовых структур чувствуют свою полную бесконтрольность и безнаказанность. Органы прокуратуры не только не пресекают нарушения прав человека, но и сами нередко выступают в качестве таких нарушителей. Вполне очевидно, что подобная практика находит поддержку и покровительство у высшего руководства России", — отмечается в докладе "Мемориала".
За три летних месяца 2008 года в Ингушетии были убиты 29, ранены 75 боевиков, в Чечне — 33 и 70 соответственно. Число потерь силовых структур в этих республиках достигло уровня двухлетней давности — периода деятельности Басаева, говорится в докладе. "Мемориальцы" обращают особое внимание на то, что число общих потерь в маленькой Ингушетии впервые превысило аналогичный показатель по Чечне.
Представители Министерства обороны и МВД России утверждают, что активизация боевиков в Ингушетии и Дагестане якобы вызвана тем, что боевиков вытеснили туда из Чечни. Однако правозащитники отмечают, что в этих республиках создано местное подполье, причем скорее усилиями самих силовиков.
В докладе говорится, что за последние полтора года при проведении спецопераций по задержанию лиц, подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях (НВФ), сотрудники силовых структур предпочитают уничтожать их на месте. Во многих случаях свидетели утверждают, что убитые не оказывали сопротивления, но их даже не пытались задержать. Нередко силовики на глазах у свидетелей подкладывают оружие убитому. Впоследствии родственники убитых вступают в НВФ, чтобы осуществить кровную месть представителям силовых структур, отмечается в докладе.
Наряду с бессудными казнями в Ингушетии, "Мемориал" зафиксировал новое увеличение количества случаев похищения людей в Чечне и Дагестане, начиная с мая 2008 года.
Однако если до июня 2007 года многие из похищенных жителей Дагестана бесследно исчезали, то сейчас их обычно через несколько дней обнаруживают родственники в каком-нибудь из РОВД или следственных изоляторов. К этому моменту временно пропавший человек с помощью пыток успевает "признаться" в совершении преступлений террористического характера.
В Дагестане с весны 2008 года развернулась кампания, нацеленная на дискредитацию правозащитной организации "Матери Дагестана за права человека". Эта организация предает гласности случаи похищения людей, пыток и фальсификации уголовных дел, требует от власти расследования и наказания виновных. Гонениям подверглась и газета "Черновик".
С апреля по 9 октября Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решения по одиннадцати новым делам по жалобам жителей Чечни. Все они касались нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций. Всего Европейским судом вынесено 37 решений по жалобам жителей Чечни и Ингушетии, пострадавших в ходе контртеррористической операции. Все решения, кроме одного, вынесены в пользу заявителей.
В срок и полностью заявителям выплачиваются суммы денежной компенсации. Возобновляется расследование уголовных дел. Однако эти расследования ведутся формально, следствие неоправданно затягивается. Несмотря на очевидную причастность к совершению преступлений конкретных должностных лиц, никто из них не привлечен к уголовной ответственности, отмечается в докладе.
Не установлена судьба ни одного из "исчезнувших" людей, по которым принимались решения ЕСПЧ. И уж тем более ничего не предпринималось для внесения каких-либо изменений в нормативные акты, регламентирующие действия силовых ведомств в зонах внутренних конфликтов — законодательство по борьбе с терроризмом, уставы вооруженных сил. Между тем необходимость внесения таких изменений прямо вытекает из некоторых решений ЕСПЧ, отмечается в докладе "Мемориала".
Между тем как заявил корреспонденту Собкор®ru член "Мемориала" Александр Черкасов, ситуация в Республике Ингушетия близка к гражданской войне — между ингушскими силовиками с одной стороны и мстящими им кровниками — с другой.