Казалось бы, с уходом из администрации президента влияние вице-премьера Игоря Сечина на принятие ключевых политических решений заметно снизилось. В самом деле, чиновник потерял ряд старых аппаратных преимуществ: участие в расстановке кадров в органах государственной власти, контроль над документооборотом Владимира Путина, да и просто "доступ к телу". Ни о каком "пуле Сечина" в правительстве с точки зрения его нынешнего функционала говорить пока не приходится. Однако в целом опытный чиновник компенсировал эту потерю за счет новой сферы деятельности – курирования промышленности и топливно-энергетического комплекса.
Интересы отечественного ТЭКа чиновник отстаивает как в регионах России, так и на международной арене. При этом предпочтение все же отдается последнему. К примеру, в середине сентября вице-премьер должен был посетить Байкальский экономический форум, посвященный развитию Сибири и Дальнего Востока. Однако буквально за несколько дней до начала мероприятия планы Сечина изменились, и он поехал на саммит ОПЕК в Вену, где стал председателем российской делегации. Затем состоялась еще одна поездка в Латинскую Америку. Интересно, что сразу после саммита ОПЕК, стало известно о подписании Владимиром Владимировичем распоряжения, согласно которому Игорь Иванович был утвержден в должности председателя российской части межправительственной российско-венесуэльской комиссии высокого уровня. От обязанностей председателя российской части комиссии был освобожден другой вице-премьер — Александр Жуков.
Саммит ОПЕК в Вене собирался для того, чтобы придумать, как приостановить опасную для стран-добытчиков тенденцию: в последнее время цены на нефть неуклонно падали. В итоге на мировых биржах стоимость барреля нефти опустилась ниже психологической отметки в 100 долларов. Именно это и стало поводом для немедленного реагирования со стороны членов международного картеля. Принятые решения носили, в общем, предсказуемый характер и сводились к сокращению объемов добычи нефти на полмиллиона баррелей в сутки.
Участие Сечина в саммите также вполне объяснимо. Говорят, что он выступал в роли личного посланника Путина, для которого, как известно, приоритетной является энергетическая составляющая в сфере международных отношений. Россия не менее других стран-экспортеров нефти заинтересована в сохранении высокого уровня цен на добываемое минеральное сырье. Под свалившуюся на Путина и его команду благоприятную экономическую конъюнктуру верстается российский бюджет, планируются высокие расходы на социальные и оборонные нужды. Именно высокие цены на энергоносители позволяют режиму чувствовать себя увереннее не только на внутренней, но и на мировой арене, действуя без оглядки на цивилизованные стандарты и мнение других стран.
Конечно, основанная на нефтедолларах российская "самостоятельность" не может не вызывать негативную реакцию со стороны США. Согласно опубликованному в США докладу Института американского предпринимательства, уровень "агрессивности" внешней политики России напрямую связан с ростом цен на нефть. Как отметили американские эксперты, более высокие доходы от продажи нефти позволяют России наращивать военные траты, оказывать прямое экономическое и военное давление в целях реализации собственных интересов за рубежом. Другие американские источники добавляют, что именно нефтяные сверхдоходы позволили Путину реализовывать масштабные социальные вливания (так называемые приоритетные национальные проекты) и таким образом создать благоприятные социально-экономические условия для проворачивания операции "Преемник", установления общественно-политической "стабильности" в стране. В этой связи Сечин, принимающий активное участие в контактах с представителями государств-членов ОПЕК, — посланник так называемых "ястребов" в российском руководстве, использующих "нефтяной рычаг" как инструмент для реализации новых "имперских" амбиций России в мире.
Вместе с тем страхи со стороны США вряд ли можно серьезно трактовать как реальные. Американские СМИ замалчивают тот факт, что львиная доля российских нефтяных доходов не просто не идет на оборонные нужды, а вообще не попадает в российскую экономику. Средства от продажи сырья в основном направляются в Стабилизационный фонд, где хранятся в активах американских (по преимуществу) компаний. Таким образом, значительная часть российской нефтяной выручки возвращается обратно в США и фактически работает на американскую экономику.
В этом смысле позиция России де-факто серьезным образом отличается от позиции ряда стран "третьего мира", предпринимающих в последнее время ряд видимых усилий по освобождению собственной экономики от долларовой зависимости. В частности, если в Бразилии и Аргентине активно идут разговоры об отказе от американской валюты в качестве универсальной расчетной единицы, то Россия по-прежнему, несмотря на острый финансовый кризис в США и крах целого ряда системообразующих компаний, держателями чьих облигаций выступает наша страна, продолжает ориентироваться на финансовое сотрудничество с США. Причиной такого положения вещей источники называют политику именно Игоря Сечина.
Высокие цены на нефть в начале 2000-х действительно позволили России рассчитаться со всеми государственными долгами, однако планка корпоративных долговых обязательств в стране, наоборот, только увеличилась. При этом в качестве наиболее крупных должников выступают связанные с государственной элитой сырьевые компании, включая "Газпром" и "Роснефть". В качестве причин называют высокую потребность в наличных средствах, которые были необходимы данным структурам для получения контроля над значительными сырьевыми активами "ЮКОСа" и "Сибнефти", принадлежавших членам "олигархата" ельцинской эпохи. Фактически Запад, критикуя "ястребов" российской политики за жесткий курс и нарушения различного рода свобод в стране, одновременно с этим открыл им кредитную линию с целью практической реализации подобного рода жесткой политики. В результате, по некоторым оценкам, реальная степень зависимости российской экономики от США по сравнению с ельцинской эпохой даже увеличилась.
В рамках этой логики Сечин заинтересован в сохранении высоких цен на нефть отнюдь не по причине неких милитаристских амбиций российской политической элиты, а с целью получения возможности скорейшего расчета по долгам той же "Роснефти". Однако еще более парадоксальным является то обстоятельство, что американцы также не возражают против сохранения цены на нефть на нынешнем уровне, ибо это позволяет перекачивать большие объемы российских нефтедолларов в США и тем самым спасать от кризиса американскую экономику.
И хотя Вашингтон, как это уже неоднократно было в прошлом, надавил на Саудовскую Аравию с тем, чтобы она отказалась от сокращения добычи нефти, считать это доказательством заинтересованности Америки в снижении нефтяных цен не следует. Для реального влияния на решение ОПЕК США необходимо было действовать комплексно, стараясь склонить на свою сторону и других членов ОПЕК. Однако ничего подобного Вашингтон и не собирался предпринимать, оставаясь, по сути, пассивным наблюдателем. Так что интересы России и США в энергетической сфере на самом деле совпадают. Несмотря на все бряцанье оружием, нынешняя российская элита не заинтересована в реальной и долгосрочной конфронтации с Западом. Ее реальная цель – выторговать для себя наиболее выгодные условия для сотрудничества, в том числе и используя механизмы энергетического давления, чем, в частности, и занимается Сечин.
Так что в этом же ряду стоит и поездка вице-премьера в Венесуэлу, куда он отправился практически сразу после саммита в Вене. Перед Игорем Ивановичем была поставлена задача добиться от латиноамериканского государства гарантированной поддержки по "справедливой цене на нефть".
Венесуэла, как наиболее лояльный к России член ОПЕК, скорее всего, примет решение сократить добычу. Позиция России как одного из крупнейших нефтеэкспортеров совпадает с венесуэльской: цена в 100 долларов за баррель нефти оптимальна. Российская сторона осознает реальное отношение США, поэтому поездка является скорее "страховочной". Более интересным представляется инициатива Сечина вывести на латиноамериканский рынок, помимо "ЛУКОЙЛа", некоторые другие нефтяные компании. По этой причине вице-премьер и добился от Путина разрешения возглавить межправительственную комиссию, которая отправилась в Каракас. Как куратор ТЭКа Сечин должен быть в курсе хода переговоров "Газпрома" с Венесуэлой о строительстве газопровода в Аргентину и Бразилию.
Что все это – его утверждение председателем новой комиссии по ТЭК, разрешение вести международные переговоры, участие в ключевом саммите ОПЕК от имени России – означает лично для Игоря Сечина? Очевидно, что реально вице-премьер все еще имеет серьезный вес в аппаратной борьбе. Очевидно, что Путин, доверивший Игорю Сечину вести переговоры по ключевому для всей российской элиты вопросу, все еще ему полностью доверяет.
Сечин же в ответ пока доказывает главе правительства свою лояльность и исполнительность. Будучи вице-премьером Сечин действует строго в рамках выполнения соответствующих директив Путина. Следует сказать, что председателя правительства также вполне устроила "неагрессивная" позиция вице-премьера по отношению к другим представителям элиты. Однако говорить о том, что Сечин будет и дальше слушать своего премьера не приходится. Получив формальный контроль над комиссией по ТЭК, наладив связи с лоббистами отраслей, разобравшись в основных проблемах и интересах экономических игроков, Сечин уже совсем скоро приступит к усилению своих личных позиций в новых для него отраслях. В этом случае будет интересно посмотреть, исчезнет ли доверие к нему Владимира Путина и куда употребит свою политическую и экономическую мощь Игорь Иванович, которого, как известно, экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский назвал главным действующим лицом в развале некогда крупнейшей нефтяной компании.
Вы можете оставить свои комментарии здесь