По словам Беляка, вскрылись факты, согласно которым предприятия вынуждены были оказывать городским властям материальную помощь в формально добровольном порядке ради скорейшего решения деловых вопросов. При этом не известно, как расходовались средства и оформлялась "гуманитарная помощь". В пресс-службе прокуратуры региона заявили, что в ходе проверок был выявлен ряд фактов, когда хозяйствующие субъекты ставились сотрудниками мэрии Волгограда в условия, при которых они обязывались оказывать городским властям материальную помощь (в виде техники, стройматериалов, работ и тому подобное). Только взамен им оформлялось выделение земельных участков, выдавались разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Только в 2007 году таких соглашений об якобы добровольном участии инвесторов-застройщиков в социально-экономическом развитии города и благоустройстве его территории выявлено 150. При этом дополнительные финансовые ресурсы, привлекаемые администрацией Волгограда посредством заключения соглашений, использовались, минуя бюджет города (статьи дохода не предусматривали такие поступления, примечание автора). Указанные факты легли в основу процессуальной проверки, по результатам которой прокуратура решит, имелся ли в действиях мэрии состав преступления.
Как сказал в своем выступлении заместитель прокурора Волгограда Феликс Читлов, закон о благотворительной деятельности предусматривает только ее добровольную и бескорыстную основу. Лднако налицо факты, когда решения вопросов неоправданно затягивались, пока застройщик не заключал соглашение. После этого все вопросы решались без задержки. Читлов отметил, что в случае, если дело будет возбуждено, его главными фигурантами могут стать заместители главы Волгограда, начальники нескольких отделов и другие лица. Конкретные имена в прокуратуре пока не называют, а на вопрос о том, насколько связан с поборами глава города Роман Гребенников, в ведомстве уклончиво ответили, что "он не мог не знать об этом".
По сообщению пресс-службы мэрии, глава Волгограда высказал свою полную неосведомленность о том, в чем именно его подозревает прокуратура, "никаких документов либо протестов в мэрию не поступало". Гребенников отметил, что он полностью согласен с прокурором, от этой схемы соглашений нужно постепенно уходить, заменяя ее абсолютно прозрачными торгами. Однако, посетовал Гребенников, федеральное законодательство предусматривает полный переход на торги при выделении земли только в 2010 году.
Напомним, что руководители муниципальных образований как непосредственные исполнители конкретных задач по строительству, ремонту, содержанию муниципального имущества все чаще привлекаются к ответственности, особенно в регионах, где наблюдаются "особые отношения" между мэрами областных городов и губернаторами. В 2007 году к ответственности вплоть до уголовной привлечены около 30 мэров больших и малых городов. За шесть месяцев 2008 года эта цифра уже приблизилась к 20. Ряд мэров областных центров провели по несколько месяцев в СИЗО (к примеру мэр Архангельска Александр Донской, бывший мэр Волгограда Евгений Ищенко), а некоторые получили реальные уголовные сроки (к примеру, мэр Тольятти Николай Уткин приговорен к 9,5 годам колонии).