Кто-то пытается восхищаться Москвой нынешней - однако даже беглый взгляд на карту, сделанную аэрофотосъемщиками, демонстрирует пугающую разницу Москвы 1980-х и нынешней. Там - зелено, тут - серо. И ведь все это - вместо не платящих за постой деревьев построено - кому-то выгодные, прибыль приносящие "инвестиционные проекты"… Кому бы это было выгодно?
И вот - Московский планетарий, вчерашний рейдерский захват. Микитасов, прежний его гендиректор, на которого сейчас сыплются все шишки телеканалов (а их немало у Грейдера) - приватизатор первого поколения, и он явно не будет выгодно выделяться на фоне Грейдера. Он вообще хотел устроить в планетарии дискотеку "Гагарин", что ему на первых порах, в девяностых, удалось, потом бабло его как-то выгодно завертелось, он спешно отбыл прогуливать праведную прибыль за рубеж и возвращаться оттуда не спешит. Ту дискотеку мы помним: нецелевое использование проекторов, звездный "антураж" и все такое - на фоне младогламурной тусовки, был телерепортажик, был… С тех пор возненавидело и правительство Москвы, и москвичи Микитасова: в храме науки устроил черт знает что… Но вот проблема: если страна наша под счастливой звездой капитализма все же пытается жить по законам, то хочешь, не хочешь, а все этот же Микитасов является поныне гендиректором и собственником планетария. Ибо, даже после всех "терок" с ним, правительство Москвы обладает лишь 51 процентом акций. Это контрольный пакет, но для смены гендиректора требуется две трети - увы, таковы законы бизнеса, а у нас ведь со времен первого пришествия Путина диктатура закона.
Шанцев, будучи еще правой (или какой там по счету?) рукой бессменного нашего мэра, помнится, отвечал на вопросы негодующих педагогов по поводу судьбы планетария в руках новых собственников: мол, это же бандиты! Ну, понятно, о ком говорил. Спорить тут не с чем - собственник нынешний вообще, чем злее, тем надежнее. Уж не известно, как стал Микитасов собственником планетария - но ведь стал. Теперь по таким правилам играют - нет всесильного государства, все мы собственники чего-то, поменьше или побольше, кто скважин нефтяных, кто своих скворечников… Правительство мэра вынуждено было проводить свои планы в договоренности с ним. Ну, прием тут известный: бабло вкладывается от души в "модернизацию", а потом соинвестору предлагается в пропорциональной акционерской своей значимости доле все оплатить. Микитасова таким макаром и загнали в положение банкрота: он должен порядка 8 миллионов рублей правительству Москвы. Дело возвращения москвичам планетария в качестве просветительского учреждения - безусловно, хорошее. Но все же встает вопрос - а судьи кто?
Не эта ли братва с первоочередной значимостью, словно Днепрогэс новой эпохи бурно возрождающейся России, строила Храм Христа Спасителя? Причем, не на свои строила - нехило под это дело заработала, один унитазный завод сына Грейдера столько подрядов получил на барельефные лики святых, что обзавидуешься. Опять же, святое дело - под ХХСом ряд богоугодных заведений весьма прибыльных разместить - элитную автомойку, ресторанчик со скоромною пищею… Вот что было и остается в приоритетах у нашего градоначальства! В планетарии тогда, в середине-конце 90-х, и был вертеп-дискотечка. Каждому свое. А кому оно в качестве планетария вообще надо? Куда важнее храм… Потому и не спешили с планетарием - причем, не спешили демонстративно. И в тоги святых деприватизаторов им нынче не влезть - брюшки монашеские не пускают.
Вы не помните, сколько раз уже при контрольном пакете акций в руках лужковцев нам обещали открыть планетарий к 1 сентября? И сколько за это время в центре Москвы выросло куда более доходных единиц элитного жилья? И тут вдруг обнаруживается, что нерадивый Микитасов стал тормозом прогресса… Ясное дело - нужен свой гендиректор. Мало того, что при "реставрации" уникального здания планетария, памятника конструктивизма было порушено много невосстановимой аппаратуры, куда-то делись статуи богов-планет - так, как говорится, воз и ныне там. Вы заглядывали в сторону планетария с Садового? Все в состоянии долгостроя там. Касаемо же персонала планетария, который и был выставлен вон рейдерами, сообщу вам следующее.
Зарплаты им платил до нынешнего времени все тот же великий и ужасный Микитасов. Зарплаты до неприличия маленькие, на которые никто из поколения новых астрономов и в качестве подработки не пойдет - ставка замдиректора (максимальная на фоне прочих) пятьсот дешевеющих баксов. Но где же было гуманное московское правительство? Ведь объект в состоянии долгостроя уже много лет, и персонал его тоже - так кто же дает такие низкие оклады служителям хоть и нефункционирующего, но храма наук? Поди, служители иных храмов, с которых сало течет, живут в первопрестольной побогаче?
Таким образом, получается, что весь правдоискательский пафос Грейдера и его команды - просто шум. По закону гендиректор - Микитасов. Зарплату сотрудникам, опять же, он из своих оффшорных закромов платит. А правительство Москвы преспокойно наблюдает за долгостроем да поругивает обанкроченного им совладельца. Идеальный козел отпущения.
Но почему же тогда нового гендиректора персонал планетария встретил в штыки? Правильно: ведь Микитасов-то обещал выплатить долги по зарплате, а нынешний - как прежде с этим дела не имел, так и впредь вряд ли озаботится. А сотрудникам их долларики-то считанные - ой, как нужны при нынешнем росте цен. Вот такой парадокс: вроде Микитасов долгие годы был тормозом возвращения планетария для целевого использования, но содержал "человеческий капитал" этого заведения он, а не Лужков, вкладывающийся исключительно в недвижимость.
Что будет с планетарием - неизвестно. Понятно, что обывателя дурят с помощью велеречивости благообразной менеджерской моськи, вещавшей давеча у ворот планетария.
Неподалеку от планетария, по другую сторону площади Восстания и Садового - другой памятник конструктивизма, дом киноактера. Конструктивизм первейшей пробы - братья Веснины строили. Туда тоже наведывались рейдеры по высочайшему повелению. Уж тут-то подняли артисты переполох - на святое покушаются, на подаренную аж самим Ельциным киноактерам собственность. Ну уж тут собрались мастера культуры - их можно понять.
Прибыла на запись передачи "Народ хочет знать" Эскина, сидел в первом ряду рядом с Драпеко седой как в "Рожденной революцией" Жариков, Куклачев, Шиловский… Хорошо было сидеть среди мастеров культуры. Но вот мой вопрос насчет того, с кем они - сей вечный вопрос потонул в характерной риторике, из которой стало ясно, что собственнический конфликт не научил их ничему. "Нас не трогайте, государственно поддерживайте - и мы ничего против рейдерского режима не имеем". Эскина - так вообще не постеснялась признаться в любви к Ельцину, царственно одарившему их зданием, которое и до Ельцина было, в общем-то, им не чужим… Но тут ведь собственность. Бильярдная, то да се…
Нет, не может быть тут укора к ним как к собственникам - хотя и таковые на передаче звучали, мол, плохо, неденежно используете… Но вот как к носителям и неизбежно проповедникам определенных идей - много претензий. В сущности, вариант, приемлемый нашей арт-элитой (по денежному положению далекой от бизнес-элиты) - это все то же великое дело Ельцина, только с господдержкой служителей муз. Не догадались они что ли, что в мире поделенном на частности-собственности они неизбежно будут оказываться раз за разом в прицеле рейдеров? Нет, наивная наша шестидесятническая богема до сих пор считает, видимо, что режим Ельцина-Путина подарил им господь во избавление от тоталитаризма, а лучшего ничего не придумано, и потому сей строй обязан быть наигуманнейшим… Только на личные связи - а они и становятся воплощением гуманности в нынешнем контексте - и на поддержку государя (служители муз, конечно же, не преминули пожаловаться Медведеву, который сказал дежурное "не трогать", что никто и не услышал) не всегда можно рассчитывать.
С домом архитектора - история аналогичная, тут даже голодовка была. Но не поняли исхудавшие в ходе ее мастера культуры, что они лишь часть голодающей страны. Голодающей как холодмашцы, как рабочие других заводов - и вовсе не собственность свою отстаивающие, а таким невеселым образом через живот доводящие до ума идеи революционные. Те самые идеи, воплощением которых и стали конструктивистские храмы советской эпохи, дом киноактера, планетарий… Но стены не учат мастеров культуры. Да и что нынче строят архитекторы, кстати? Планетарии? Днепрогэсы? Рублевку они обстраивают. А там и проживают все протеже Грейдера, гендиректора и прочая шушера.
Если кому интересна видеоверсия всей этой широкой (и в рамках программы Прошутинской на этот раз весьма удавшейся) дискуссии - включайте завтра ТВЦ после одиннадцати вечера.
Вы можете оставить свои комментарии здесь