Россияне уже, кажется, почти смирились с неизбежной "зачисткой" телевизионного пространства. Практически согласились с тезисом Владимира Владимировича Познера, заявившего, что телевидение должно быть профессиональным, а не оппозиционным. Оптимисты даже приготовились в этой связи к "глобальному наступлению" высокопрофессионального и зрелищного неполитического телевидения. Которое предполагает априори наличие высокобюджетных блокбастеров, увлекательных научно-популярных и документальных фильмов, качественных ток-шоу и заковыристых конкурсов. Тем более что значительная часть медийного пространства в развитых державах именно такова.
Однако, похоже, здесь нашего зрителя ожидает большой облом. Профессионализм российского телевещания все еще под очень большим вопросом. И еще долгое время его вершиной будут доморощенные "фабрики звезд" и клонированные "менты". Относительный успех немногочисленных лицензированных программ и фильмов из соображений корректности не может здесь браться в расчет.
О документальном кино – разговор особый. В обстановке тотального огосударствления медийных структур оно неизбежно становится, как говорили в советские времена, "действенным оружием идеологического фронта". Бойким на язык журналистам в последнее время оставалось только едко иронизировать да высмеивать примитивные пропагандистские поделки.
Одной из таких поделок оказался фильм "Кто заказывает хаос". Над ним дружно смеялась вся страна. Особенно умилил рассказ о "спецназе старушек". По утверждению авторов, бойкие бабули перемещаются с митинга на митинг с целью "нейтрализации" целых подразделений дюжих милицейских бойцов. Похоже, авторы сами стеснялись своего нелепого творения. Во всяком случае, вопреки обыкновению, фильм не был снабжен титрами, и его создатели так и остались неизвестными широкой публике. Журналистам удалось узнать, что автором сомнительного шедевра был совсем юный тележурналист Алексей Малков.
Правда, сослуживцы молодого "доносчика" рассказывали, что сам Малков отнюдь не стеснялся своего творения, а, напротив, гордился им и заявлял, что оно скоро будет оценено по достоинству. Ему, естественно, не верили.
Как оказалось, совершенно напрасно. Спустя некоторое время коллеги с удивлением увидели Малкова среди приглашенных к самому президенту для вручения высоких государственных наград. Поскольку других достижений за Алексеем вроде бы не числилось, все поняли, что орден ему дали исключительно за тот злополучный фильм. Таким образом, уже сама власть в лице "искусствоведов в штатском" показала телевизионному сообществу, как надо делать "настоящее документальное кино".
Казалось бы, курьез. Но нет – у начинающего "Искариотова" нашлись подражатели среди маститых телевизионщиков. Примером тому стал показанный в минувшее воскресенье, причем, как всегда, без предварительного анонса, фильм Аркадия Мамонтова "Бархат.Ru".
Скажем прямо: Аркадий Мамонтов тоже не очень-то разборчив в средствах и точно также постоянно признается в своих симпатиях к действующей власти. Что, кстати, является его неотъемлемым правом и за что, по большому счету, его можно было бы только уважать. Однако Мамонтов довольно давно работает на телевидении, и его фильмы, при всех их достоинствах и недостатках, отличает определенный уровень профессионализма.
Тем интереснее, ведь в последней работе от этого профессионализма не осталось и следа. Более того, "Бархат" сделан, словно нарочно, в виде издевательского римейка фильма Малкова. Ряд сюжетных блоков Аркадий Мамонтов повторил почти дословно. К их числу относится рассказ об уже упоминавшемся "старушечьем спецназе", псевдоанализ "Маршей несогласных", проводимый представителями прокремлевских молодежных движений, байки о неких девушках, бросающихся под ноги огромным омоновцам, и даже фальшивая "прослушка" разговора "демократов", якобы вербующих молодежь для участия в "Маршах" за деньги. Все это – дословные и давно "разобранные по косточкам" в Интернете цитаты из фильма Алексея Малкова. Я уже не говорю о заунывном финале, утверждающем, что за "оранжевыми", "розовыми", "красными", "голубыми" и прочими "несогласными" неизменно стоят все те же "великие и ужасные" Госдеп с ЦРУ на пару. Говорить об этом уже противно, но ничего не поделаешь – из "песни" слов не выкинешь. Даже из фальшивой песни.
Может быть, автор просто решил повторить удачно найденный и устроивший "заказчиков" прием? Есть в рекламе такая методика – "повторение образа". Подразумевается, что, если вывесить в ряд несколько десятков экземпляров одного и того же рекламного плаката, эффективность его воздействия усиливается многократно. Возможно, Мамонтов решил пойти по тому же пути?
Но на самом деле все гораздо проще. Наверное, дело в том, что наша, так называемая творческая элита просто оборзела от шальных денег и собственной безнаказанности. Небожители с телевышек решили, что под могучей дланью нового царя им теперь можно все. В том числе, наплевательское отношение к собственным профессиональным обязанностям. Да и к самому царю, кстати, тоже.
По "Эху Москвы" рассказывали, что после вручения Петру Толстому премии ТЭФИ как лучшему телеведущему, этот, не самый достойный отпрыск знатной фамилии, с гордостью назвал себя "трубадуром кровавого путинского режима". Заметим – он это сам сказал. В этой фразе "спрятано" многое. Но, прежде всего, в ней читается показная бравада, ощущение мнимой независимости и глубочайшее презрение как к хозяевам, так и к своему народу.
Поэтому, думается, Аркадий Мамонтов, получив очередной заказ, не стал долго париться. Он просто взял утвержденный образец и слепил с него дешевую кальку. Заказчик, дескать, "схавает". Про "пипл" речи уже не шло. "Пипл" с готовностью хавает, что попало, уже давно.
Если эта догадка верна, то дело плохо. Беспредел слуг обычно свидетельствует о близости полного краха. Причем их самих это тоже коснется напрямую. Политически ангажированное, предельно циничное и непрофессиональное телевидение неизбежно придет к собственному саморазрушению.
Утешает одно. В этом плане оно закономерно разделит судьбу породившего его режима.
Вы можете оставить свои комментарии здесь