Замороженные цены на топливо могут испортить многим чиновникам и депутатам жизнь. Они ведь уже приготовились списать на олигархов провалы в подготовке к зимнему отопительному сезону и северному завозу. Замерзание, по словам ответственных лиц, уже традиционно грозит Корякии, Сахалину, Ульяновской области. Министр регионального развития Владимир Яковлев на селекторном совещании, проведенном на Сахалине, заявил, что особые опасения вызывают Алтайский край, Бурятия, Камчатка, Читинская, Челябинская, Астраханская, Псковская, Новгородская, Волгоградская области. В общем, опять зима может стать не временем года, а стихийным бедствием.
"Из-за сложившейся ситуации возникает дефицит денежных средств, выделенных на подготовку к зиме", - заявил недавно заместитель министра регионального развития РФ Владимир Аверченко. Он подчеркнул, что "зависимость регионов, особенно дальневосточных, от жидкого топлива высока". При существующих ценах на нефтепродукты ряд регионов Дальнего Востока "не смогут завести необходимое количество топлива на зимний отопительный сезон", бьет тревогу полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. Депутаты Госдумы приняли специальное постановление о мерах в связи с резким повышением цен на ГСМ в период подготовки к зиме и завершению уборочных работ в 2005 году. "В ряде регионов создается реальная угроза в подготовке к работе в зимних условиях жилищно-коммунального хозяйства, особенно в регионах Крайнего Севера", - говорится в документе.
В целом недовольство представителей власти понятно. Цены действительно высоки и росли достаточно быстро. Мораторий на повышение цен не снял вопрос с повестки дня, а лишь дал возможность найти нужное решение. Впрочем, о том, как решить эту проблему сегодня спорят очень много и подходы к этому тоже очень разные. Но все это не имеет никакого отношения к проблеме подготовки к зиме и северному завозу.
Каждый год в России кто-то замерзает, где-то лопаются трубы, кому-то не хватает мазута. Раньше списывали на нехватку финансирования. Однако сейчас этот трюк не пройдет. Несмотря на все вопли о высоких ценах, денег у государства более чем достаточно, чтобы завести все необходимое на Север и запастись топливом на годы вперед. Профицит федерального бюджета только за 8 месяцев текущего года составил 750,4 млрд. рублей (на следующий год он запланирован в размере 776 миллиардов).
Главная беда одна – нерасторопность чиновников и их неспособность принять оперативное решение. Причем эта происходит на всех уровнях государственной власти, начиная с муниципалитета и заканчивая федеральным правительством. Представители власти вместо того, чтобы срочно принять решения о выделении дополнительных средств тем регионам, которые в этом нуждаются, обсуждают, как остановить рост цен. Они будут продолжать это обсуждать даже тогда, когда где-нибудь в Корякии замерзнет очередной поселок с сотнями людей. Туда полетит министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, спасатели в тяжелых зимних условиях будут завозить топливо, ремонтники чинить трубы! И виноваты в этом, окажутся ненасытные олигархи.
При этом как-то забывается, что топливом является также и уголь, цены на который не растут так, как на жидкое топливо. А на август месяц угля по Дальнему Востоку было запасено меньше, чем мазута - 47% и 53% соответственно к плановым заданиям на начало отопительного периода. По словам Константина Пуликовского, "наиболее низкая обеспеченность запасов угля сложилась в Сахалинской области - 15%, Еврейской автономной области - 29% и Корякском автономном округе - 25%".
Опыт показывает, что там, где власти региона действительно стремятся избавить своих граждан от зимних проблем, завоз проходит вовремя. Так, по словам заместителя губернатора Эвенкии Ивана Бахтина, северный завоз 2005 можно считать успешно завершенным, и все бюджетные организации, подавшие заявки на требуемые товары и оборудование, получат их вовремя. Планируется, что к 1 октября последние баржи прибудут в столицу округа. План завоза нефтепродуктов в Чукотский автономный округ выполнен более чем на 80 процентов. Ожидается, что к началу октября два танкера Мурманского морского пароходства доставят в Певек оставшееся количество нефтепродуктов.