Позиция Сибирского отделения РАН по проекту трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан"

Уважаемый Михаил Ефимович!

В связи с рассмотрением в правительстве Российской Федерации проекта трубопроводной системы "Восточная Сибирь — Тихий океан" считаем необходимым сообщить Вам позицию Сибирского отделения Российской академии наук по данному вопросу.

Понимая геополитическую и экономическую значимость реализации проекта строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", мы считаем недопустимым те опасности, которым может подвергаться Байкал при возможных авариях на нефтепроводе. Такая вероятность разработчиками проекта допускается: объем нефти, которая может достичь озера за 20-40 минут составляет до 3000 т, а время локализации аварии разработчики определяют более 2 часов. Таким образом, нефть в короткий период покроет акваторию озера до южной оконечности острова Ольхой, то есть - более половины площади Байкала.

Рассматриваемая в настоящее время редакция проекта, в соответствии с которой трасса нефтепровода на протяжении более 100 км расположена в границах объекта всемирного наследия "Озеро Байкал" на расстоянии до 700 м от берега уникального озера, противоречит нормам международного и российского права и экологически недопустима.

Сибирское отделение Российской академии наук, на основании вышеизложенного, представляет свою позицию относительно современной редакции проекта трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан":

1. Сибирское отделение РАН категорически против прохождения трассы нефтепровода по территории объекта Всемирного наследия "Озеро Байкал", и никогда и никому не согласовывало указанную трассу нефтепровода.

2. Сибирское отделение РАН считает необходимым проработать альтернативные варианты трассы нефтепровода. Наилучшим, по нашему мнению является вариант строительства трассы нефтепровода вдоль реки Лена (Усть-Кут - Киренск — Ленск) с выходом на БАМ, то есть, обход Байкальской горной области по территории Сибирской платформы, гораздо более низкой сейсмичностью (6-7 баллов в сравнении с 9-10 баллами по представленному варианту), а соответственно - и существенным удешевлением строительства несмотря на некоторое удлинение трассы. Кроме того, последний вариант привлекает к освоению северные территории Иркутской области и южные территории Республики Саха. И самое главное, в этом случае будет снят вопрос об угрозе озеру Байкал.



С уважением, Председатель Сибирского отделения РАН, академик Н.Л.Добрецов

Председатель Научного cовета по Байкалу, председатель Иркутского научного центра СО РАН академик М.И.Кузьмин