Я сейчас работаю над курсом лекций по истории Беларуси и поэтому много читаю об этой прекрасной стране, смотрю видео.
И вот я вижу название очередного "Разговора о важном" — "День единения народов России и Беларуси" — и думаю: как хорошо, когда страны устанавливают действительно дружеские отношения, когда границы практически не существует, свободно идёт торговля, люди спокойно ездят из одной страны в другую как туристы или для того, чтобы учиться, работать или просто навещать родственников. Как же это здорово.
Но только ведь это не про Россию и Беларусь. Не про сегодняшние Россию и Беларусь, во всяком случае.
Да-да, я знаю, что границы нет, а есть союзное государство, что мы торгуем, что есть родственные связи...
И вот учителя должны будут говорить о древнем братстве, о том, что веками наши народы жили в одном государстве (что имеется в виду — Киевская Русь, Российская империя, СССР?). Будут, естественно, рассказывать про войну и партизанское движение, про совместные образовательные проекты. Будут лукаво спрашивать учеников: "А что вам напоминает красно-зеленый галстук белорусских школьников?".
Потом перейдут к самому главному — разговору о том, что союз России и Беларуси обеспечивает обеим странам безопасность в многополярном мире. Вместе, значит, будем от коллективного Запада отбиваться. А вишенка на торте — рассказ о совместной пресс-конференции Лукашенко и Путина.
И так от всего этого тошно...
Воображаемые сообщества
Ну что я могу сказать по этому поводу?
Во-первых, о братстве... Как раз только что я посмотрела очень интересное видео на канале "ЧестнОК" Александра Ивулина.
Александр Ивулин — белорусский футболист и спортивный журналист. В 2021 году его задержали по обвинению в "страшном преступлении" — у него в окне был красно-белый флаг — символ независимой Беларуси, символ протестов против диктаторского режима Лукашенко. За флаг Ивулину дали 30 дней административного ареста, а потом сразу предъявили уголовное обвинение — всё очень похоже на ту схему, которую российские власти применяют к оппозиционерам, когда после административки человеку не дают выйти на свободу. Так было, например, с Ильёй Яшиным. Сходство, безусловно, не случайно. Диктаторы всего мира перенимают опыт друг друга.
Ивулина судили за "групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок" — то есть, говоря человеческим языком, за то, что он воспользовался своим гражданским правом и участвовал в мирных выступлениях против режима Лукашенко. Дали ему два года, которые он отсидел от звонка до звонка.
Теперь Ивулин живёт в Польше, и канал его уже далеко не только спортивный. В видео, о котором сейчас пойдёт речь, он разговаривает с интересным белорусским историком и экскурсоводом Тимохой Акудовичем, который сейчас тоже живёт в Варшаве. У них получился очень увлекательный разговор, и тем, кому интересна история Беларуси, я от всей души рекомендую его посмотреть. Но сейчас — только об одной детали.
Ивулин спрашивает Акудовича, что тот думает о распространённом мнении, что русские и беларусы — "братские народы". А тот замечательно отвечает: "Так ведь можно сказать, что все мы братья, потому что все когда-то вышли из Африки. А можно сказать наоборот — все мы враги, а братья мне только те, с кем я живу на одной улице". А дальше он высказывает печальную мысль, с которой, увы, не поспоришь. Он говорит, что миф о братских народах используется просто для того, чтобы подчинить беларусов русским.
И вот это, конечно, главная идея, которая стоит за таким "безобидным" и "дружелюбным" сценарием "Разговора", посвящённого "Дню единства". Фраза, которую должен произнести учитель: "Отношения двух братских народов России и Беларуси имеют давнюю историю". Как благородно звучит! И будто бы всё правильно, но...
Я даже не говорю о том, что под "народом России", очевидно, подразумевается русский народ. Вряд ли у якутов или ненцев такая уж долгая общая история с беларусами. Но это так, замечание в сторону. А вот то, от чего меня сразу просто корёжит — это использование слова "братский".
Злобная вы какая-то, Тамара Натановна. Что вам не нравится в таком хорошем слове? Мне не нравится то, что в разговоре о народах используют понятия, сразу отсылающие нас к семье и родственным отношениям. Потому что этносы — это не члены семьи, у них нет "общей крови", что бы по этому поводу ни говорилось.
Увы, XIX—XX века знают очень много историков и философов, которые воспринимали нации как биологические образования и строили сложные, иногда даже изысканные концепции, исходя из этого положения. И получалось у них — что в России, что в Украине, что в Германии, что в Беларуси — примерно одно и то же: нация — это кровное объединение родственников, национальные связи передаются по наследству, этнические характеристики заложены у нас в крови/генах, они неизменны в разных поколениях. Отсюда был понятный вывод — наша задача — спасти нашу нацию от "нечистых примесей". Не позволим смешиваться, сохраним своё арийское/славянское/германское/англо-саксонское и бог знает ещё какое единство. А отсюда уже вытекали вполне практические действия — конфликты и депортации, этнические чистки и геноцид.
Я не хочу сказать, что каждый националист, рассуждающий о биологическом характере нации, готовит новый Освенцим, но давайте называть вещи своими именами: как только речь идёт о биологическом единстве — это первый, пусть пока что маленький шажок по направлению к газовым камерам.
Я не сомневаюсь, что создатели "Разговоров о важном" ни о чём таком ужасном не помышляют. Не буду вешать на них обвинения, которых они не заслуживают — и так за ними достаточно прегрешений. Но мне хочется сказать громко и чётко: нет никаких братских народов. Знаменитый британский социолог Бенедикт Андерсон написал книгу, которая так и называется — "Воображаемые сообщества". И речь в ней идёт как раз о нациях.
Не буду сейчас вдаваться в подробности. Скажу только одно: кем люди себя осознают, тем они и являются. В Беларуси люди, говорящие на белорусском, русском, польском, татарском языках, осознали себя гражданами страны — и это намного важнее того, что было когда-то в Древней Руси.
И для того, чтобы две соседние страны установили между собой дружеские отношения, совершенно не нужны никакие разговоры о братстве. Не нужно сравнивать языки, как это предлагается сделать в классе. Да, белорусский язык близок к русскому. Мне лично проще понять текст на белорусском, чем на украинском, несмотря на то, что, как мы знаем, российская пропаганда украинскому языку отказывает в праве на существование, а с белорусским обходится осторожнее. Может быть, дело не в реальных лингвистических особенностях, а в политической обстановке?
Для истинно дружеских отношений нужно взаимное уважение и общая заинтересованность в нормальных отношениях. На этом ли держится пресловутое "единство" Беларуси и России? Вообще-то, слово "единство" предполагает не союз, не близость и дружелюбие, а слияние, движение к единому государству. Об этом, собственно говоря, и идёт постоянно речь — начиная с прихода к власти Лукашенко. Наверное, только амбиции Александра Григорьевича и невозможность поровну разделить власть между ним и Ельциным, а потом между ним и Путиным, удерживают его от того, чтобы без каких-либо оговорок броситься в объятия России.
На этом ведь и поднялся Лукашенко в бурные 90-е годы — сыграл на ностальгии большой части населения по Советскому Союзу, на испуге перед развивавшимся национальным движением. В 1996 году два политолога: российский — Дмитрий Фурман, и белорусский — Олег Буховец не без иронии отмечали, что ни в одной стране (и не только в СНГ, но, наверное, и во всём мире) нет президента, который, будучи первым главой первого в истории своего народа независимого государства, торжественно разорвал бы национальный флаг — символ независимости и сказал бы о языке собственного народа: "По-белорусски нельзя выразить ничего великого. Белорусский язык — бедный язык. На свете есть только два великих языка — русский и английский".
Впрочем, что ожидать от человека, который публично заявил, что с детства любил стихи Василя Быкова — и тем самым продемонстрировал, что он вообще ничего не знает об одном из самых интересных белорусских прозаиков...
Не братство, а пересечение культур
Вот это неприятие самой идеи независимых государств, возникших на обломках Советского Союза, — это тот цемент, который скрепляет единство России и Беларуси. Ну а ещё, конечно же, ощущение близости, которое наверняка есть у Путина и Лукашенко. И эта близость важнее, чем история Древней Руси или похожие слова в двух разных языках. Два диктатора — они социально близкие. Не было бы Путина, разве устоял бы Лукашенко в 2020 году? Сильно сомневаюсь. А методы у них одинаковые — устрашение оппозиции, силовые разгоны демонстраций, совершенно дикие тюремные сроки за высказывание, пост в социальных сетях или вообще ни за что.
А сегодня белорусский диктатор практически позволяет диктатору российскому создавать военные базы на территории Беларуси, перебрасывать войска через свою территорию к границе Украины, а совместные учения белорусских и российских войск — это ведь просто тренировка перед возможным вступлением Беларуси в войну. Впрочем, в данном случае, как и в случае с полным объединением, надеюсь, что на помощь придёт извечная хитрость Александра Григорьевича, который всегда пытается лавировать между Россией и Западом, угождать и нашим, и вашим. Так что, может быть, в войну он и не вступит, но под шумок помогать, конечно, будет.
Вот оно — единство России и Беларуси, вот что должны превозносить в классе учителя, объясняя детям, как это единство укрепляет международную безопасность. В переводе на человеческий язык это означает — объединение двух диктаторов помогает держать в напряжении весь мир.
Я очень хочу, чтобы между Беларусью и Россией установились действительно дружеские отношения. Чтобы это была близость двух свободных стран, уважающих друг друга и не лезущих в дела соседей, когда их об этом не спрашивают. Чтобы жизнь и в России, и в Беларуси была нормальной, свободной и счастливой.
А что бы я делала сегодня на уроке? Рассказала бы о Василе Быкове, писавшем свои прекрасные книги на белорусском языке, а потом переводившем их на русский, о Светлане Алексиевич, пишущей на русском, но ощущающей себя белорусской. Конечно, возникнет вопрос о том, почему Быков в последние годы жизни оказался выдавлен за границу, почему за границей сегодня живёт нобелевский лауреат Алексиевич, как, впрочем, ещё тысячи беларусов.
Не решаетесь об этом говорить? Поговорите просто о том, как интересно пересекаются разные культуры. Обсудите, как должны развиваться отношения людей, живущих в разных странах, должны ли границы их разделять, как укреплять связи между странами и народами. Послушайте "Песняров", в конце концов.
Только не о "братских народах" и не о том, что сказали Лукашенко и Путин. Не марайтесь.
Видео-архив "Разговоров о важном" можно найти на моём youtube-канале. С этого года новые выпуски в текстовом формате выходят на сайте.
! Орфография и стилистика автора сохранены