Лет 20 назад я подрабатывала в одной редакции, отвечала на письма учительниц. Кроме меня там работали только двое мужчин уже довольно серьёзного возраста. Когда я пришла на работу 7 марта, то увидела, как они нерешительно переглядываются между собой. "У нас к вам вопрос, — наконец выдавил один из них, — как вы относитесь к Кларе Цеткин?" — "Отлично отношусь и к ней, и к её празднику", — ответила я. "Уффф", — по комнате пронёсся вздох облегчения, из-под кипы книг была вытащена припрятанная коробка конфет, которую мне тут же и вручили.
И снова скрепы
Клара Цеткин, может быть, не является для меня примером для подражания, но и не вызывает сильных отрицательных эмоций — женщина боролась за свободу так, как она её понимала. А учреждённый ею праздник мне действительно нравится. Я не имею ничего против того, чтобы мне дарили цветы, и понимаю смысл этого дня так: он придуман, чтобы напомнить миру о том, что женщины имеют равные права с мужчинами, что они могут учиться и работать, а груз домашнего хозяйства и воспитания детей не должен ложиться только на их плечи. По-моему, это всё очень важные вещи — они много значили во времена Клары Цеткин и по-прежнему актуальны сегодня.
Но для создателей "Разговоров о важном" Международный женский день — это, конечно же, возможность напомнить детям и подросткам о скрепах, о традиционной семье и о том, что есть "правильная" сексуальная ориентация, а есть другие — неправильные, экстремистские.
"Ангел в доме"
Формально в сценарии "Разговора" всё очень мило: "замечательные женщины России", борьба женщин за свои права, "наши великие соотечественницы". А приглядишься: да вот же они — скрепы.
Ценности, которые должно формировать это занятие, обозначены следующим образом: "Приоритет духовного над материальным. Крепкая семья". При чём тут приоритет духовного, вообще непонятно — женщины у нас, очевидно, существа духовные, материальными вопросами не интересуются? Даже когда бегут после работы по магазинам или готовят ужин для мужика, пялящегося в это время в телевизор.
И знаете, сразу вспоминается знаменитая поэма Ковентри Патмора "Ангел в доме", написанная в 1854 году и сформулировавшая идеал женщины викторианской эпохи. Жена в этом длинном и занудном произведении — хрупкое и совершенно отрешённое от реальной жизни существо. Она замкнута в пределах дома, ей чужды грубые занятия мужчин — бизнес, политика и т.д. Вся цель её жизни — служение мужу.
Это как раз тот самый "идеал", против которого выступали женщины, учредившие Международный женский день. Впрочем, и не только они. Знаменитая писательница Вирджиния Вульф писала об "ангеле в доме" — не о поэме, а о самом образе:
"Она напряжённо жила ради мужа. Она была полна очарования. Она была абсолютно бескорыстна. Она прекрасно освоила сложное искусство семейной жизни. Каждый её день был самопожертвованием. Если на обед была курица, она брала себе ножку <Тут надо вспомнить, что в Великобритании куриная ножка считается самой плохой частью курицы>, если в комнате был сквозняк, она садилась на самое продуваемое место... И прежде всего — она была чиста".
Этот образ совершенной жены настолько "раздражал и мучил меня и отнимал понапрасну так много моего времени, — пишет Вирджиния Вульф, — что в конце концов я убила её".
"Крепкая семья"
Можно возразить: создатели "Разговоров" — это всё-таки не люди XIX века. Они же пишут о "вкладе женщин", об их роли... А в чём? Среди "смыслов", которые учителя должны вложить в свой урок, есть такой:
"Международный женский день — это не только исторический символ борьбы за права, но и день признания вклада женщин в развитие института семьи, общества, науки, культуры и других сфер деятельности".
Обратили внимание, что находится на первом месте? "Ангел в доме" получил возможность заниматься общественными делами, наукой, культурой, но всё равно главное её дело — это "институт семьи". И, что характерно, сразу за "приоритетом духовного" в перечислении формируемых ценностей следует "крепкая семья". И всё. Больше ничего. Ни свободы развития для женщины, ни равного разделения обязанностей в доме — просто "крепкая семья".
Да, в презентации к уроку есть слайд — "Женщины в российской политике и экономике". Там, впрочем, своя "прекрасная" специфика: из восьми женщин, чьи судьбы должны стать примером для детей, пять находятся под санкциями — Валентина Матвиенко, Эльвира Набиуллина, Татьяна Голикова, Ольга Любимова и Мария Львова-Белова.
Особенно, конечно, поможет формированию ценности "крепкой семьи" пример Марии Львовой-Беловой, на чей арест выдан ордер Международным уголовным судом за её активное участие в депортации украинских детей с оккупированных Россией территорий.
Да, потом упоминаются женщины-ученые — спасибо и на этом! Но главное место в формировании ценностей крепкой семьи и приоритета духовного отведено великой княгине Елизавете Федоровне, что, прямо скажем, не самый очевидный выбор.
Искренняя христианка
Елизавета Федоровна сделала в своей трагической и так ужасно оборвавшейся жизни много добра. Она была искренней христианкой и активно занималась благотворительностью. После того как ее муж — дядя Николая II, великий князь Сергей Александрович — погиб, разорванный на куски бомбой, брошенной террористом Егором Каляевым, она приходила к Каляеву в тюрьму и молилась за него. Она основала прекрасную Марфо-Мариинскую обитель. Считается, что она пыталась помогать другим до последних минут своей жизни — уже умирая в шахте в Алапаевске, куда её сбросили вместе с другими людьми, расстрелянными большевиками.
Правда, в рассказе о Елизавете Федоровне, который приготовлен для школьников, стыдливо опускается тот факт, что её муж был гомосексуалом, и не исключено, что сексуальных отношений в их браке вообще не было...
Это, кстати, на мой взгляд, ничуть не портит удивительную биографию Елизаветы Федоровны, а наоборот, показывает, какими разными могут быть семьи и женские судьбы. Но в схему "Разговоров о важном" это не вписывается. Их создатели знают только один тип семьи — традиционной, многодетной. Об этом в предложенном учителям видео разглагольствует неутомимый Бесогон.
И об этом, собственно говоря, должно быть все занятие. Учитель предлагает детям поблагодарить своих бабушек, мам, сестёр, одноклассниц:
"Вы, конечно, будете их благодарить за нежность, мягкость, чувствительность, умение проявлять заботу, внимание, доброту, материнскую любовь — за то, что всегда, во все времена ценно как для каждого человека, так и для всего общества. Можете ли вы все эти качества назвать одним словом?"
Этим одним-единственным словом, обобщающим все приведённые выше женские черты, оказывается женственность.
Превознесение женской слабости
Вот и всё. Боролись, боролись за женские права, а нас снова благодарят за нежность, мягкость, чувствительность — то есть за слабость. И не говорите мне, что я превозношу мужеподобных, грубых, "неженственных". Я никого не превозношу. Я просто знаю, что женщины могут быть разными: слабыми и сильными, глупыми и умными, мягкими и жёсткими. Женственность — не такое уж плохое качество. Давайте только договоримся, что оно не является обязательным. Так же, как мужчина совсем не обязательно должен быть пропахшим табачищем, мускулистым мачо, так и женщина не обязана быть "ангелом в доме". Не надо нас туда запихивать.
А "Разговоры", конечно, запихивают. Они построены на превознесении женской слабости — под видом нежности и мягкости. И сколько бы там ни говорилось о женских достижениях, ясно, что мягкому и чувствительному существу место прежде всего в семье.
И уж просто колики вызывает ролик, снятый пресловутым "Движением первых", который наверняка многие учителя захотят показать. Он про школьников, про первую любовь, про то, как мальчик не решается подарить цветы девочке — всё, конечно, слащаво, но благородно.
Вот только действие этой сладкой истории с хорошим концом происходит в балетном училище. Там мальчики дружно репетируют поздравление девочкам с 8 Марта под реплики типа "куда же мы без женщин". Понимаете? Создатели этого ролика взяли широко распространённый стереотип о том, что мужчины в балете — одни сплошные геи (что неправда), и выворачивают его наизнанку. Мол, даже если ты окажешься в том окружении, где действуют эти странные экстремистские неправильные мужики, ты помни — без женщин жить нельзя на свете, нет!
И как же от всего этого тошнит... Как же всё это надоело.
Жёсткость вместо женственности
Давайте я ещё раз проговорю очевидные истины:
С семейной жизнью в России, прямо скажем, швах. В 2024 году Россия достигла рекордного количества разводов. По данным ВЦИОМ, в 2024 году в России распалось восемь браков из десяти.
Вот уж самое время вести слащавые разговоры о крепкой семье. Может, лучше поговорить с детьми о том, почему распадаются семьи, и хоть как-то попытаться подготовить их к реальным проблемам семейной жизни?
Тот же ВЦИОМ считает основными причинами разводов в России финансовые трудности (38%), измену (18%), вредные привычки (10%) и недопонимание (15%).
Как женщины справляются со всеми этими проблемами? Что думают об этом и девочки, и мальчики?
Воспевать женственность — дело, конечно, очень хорошее. А какое количество мужиков пользуется женской слабостью? Существуют ужасающие данные об уровне домашнего насилия в России. Вот, например, по данным организации "Насилию. Нет" (которую, конечно же, признали иностранным агентом — ну действительно, может ли настоящий россиянин бороться против домашнего насилия?) только в первой половине 2024 года было зарегистрировано около 650 убийств внутри семьи — то есть примерно 21–23% от всех предварительно расследованных убийств. Попросту говоря — почти четверть. А в среднем в России от рук членов семьи за год погибают около 1200 женщин.
Женственность, говорите? Может, стоит, наоборот, пожелать женщинам большей жёсткости, чтобы они успешнее отбивались от насильников и убийц?
И конечно же, уровень агрессии повышается по всей стране, потому что люди, побывавшие на войне в Украине и совершавшие там ужасные вещи — или просто видевшие, как другие совершают такие вещи, — затем возвращаются домой и избивают своих жён и подруг, убивают их и творят другие невыносимые дела. И это тоже касается семейной жизни.
Семьи бывают разные. Шутка про то, что в России большая часть семей однополая, потому что состоит из мамы и бабушки, — увы, имеет под собой серьёзное основание. Все рассуждения Никиты Бесогона Сергеевича о прекрасных старинных семьях — это попытки вернуть давно ушедшее прошлое. Очень трогательно, что среди примеров прекрасных старинных семей, приведённых в его ролике, есть совершенно дисфункциональная семья Лермонтова... И Лермонтов, кстати, был единственным ребёнком. Но это забывается под грузом фотографий, показывающих огромные семьи с множеством деток.
Кто может сегодня позволить себе много детей? Либо те, у кого очень много денег, либо крайне религиозные люди, либо те, кому вообще наплевать, кто не предохраняется и делает детей в пьяном виде. Бывают семьи, где одна мама прекрасно справляется с воспитанием детей — хотя ей, конечно, очень тяжело. Видела я за время работы в школе и семьи, где был один только папа. А ещё есть семьи, где две мамы, и такие, где два папы — любящих, заботливых, прекрасно воспитывающих детей. А есть семьи, где мама с папой развелись, и дети общаются с мамой и её мужем, с папой и его женой. Некоторым, кстати, удаётся и в этой ситуации соблюдать нормальные человеческие отношения.
Что бы ни сообщали нам защитники скреп, жизнь меняется, традиционная семья уходит в прошлое — где-то — в больших городах — быстрее, где-то — например, на Северном Кавказе — медленнее. Но она уходит. Можно этому радоваться, можно этот процесс оплакивать. Но это данность. А значит, надо готовить детей к жизни в другом мире — не в том, который выдумали Бесогон и Тихон Шевкунов, а в том, где много разводов и насилия, где по-прежнему существует ужасающее гендерное неравенство и есть те, кто с этим неравенством борется, кто осмеливается ему противостоять.
Как провести урок?
Если бы я сегодня в классе разговаривала с учениками о Международном женском дне, то говорила бы о женщинах, которые не боятся отстаивать своё человеческое достоинство, о тех, кто противостоит домашнему насилию, о тех, кто строит свою профессиональную и семейную жизнь на достойных основаниях. О мужественных людях, работающих в "Насилию.нет", в Консорциуме женских неправительственных объединений, в центре "Сёстры" или ассоциации "Е.В.А."
О Маргарите Грачевой из Серпухова, которую муж вывез в лес и отрубил ей кисти рук. И теперь, когда ей поставили бионические протезы, она занимается помощью жертвам домашнего насилия.
Вот это — настоящая женщина, вот о таких надо говорить на 8 Марта, а не приводить в пример тех, кто покорно служит режиму и устраивает похищенных в Украине детей в приёмные семьи.
Так что — с 8 Марта, дорогие женщины! С Международным женским днём! Забудьте про женственность, желаю вам мужества и стойкости!
Видео-архив "Разговоров о важном" можно найти на моём youtube-канале. С этого года новые выпуски в текстовом формате выходят на сайте.
! Орфография и стилистика автора сохранены