Военно-политическое обострение в Конго вновь вывело на первый медийный план восточноафриканскую тематику, включая положение в Руанде и проблемы тутси. Многое из сегодняшнего восходит к руандийскому геноциду 1994 года. Который имел не только этническую, но и социальную сторону. Не только массовый, но и персонифицированный, олицетворённый разрез…
Невысокий старик-африканец жил в парижском пригороде Аньер-сюр-Сен. Центр производства растительного масла, район социального жилья. Денежные мешки здесь обычно не проживают. Но выяснилось, был и такой: Фелисьен Кабуга. Медиамагнат, политик, "великий финансист геноцида". 1 марта ему будет 92 года. 25 из них он прятался от руандийского и международного розыска. Чтобы в итоге попасть под ответ за массовые убийства во имя державной духовности и особой цивилизации.
Фелисьен Кабуга был из главных организаторов кровавого кошмара в Руанде 1994 года. Сколько тогда погибло, подсчитать оказалось нереально. От полумиллиона до миллиона человек. Чаще всего называют 800 тысяч. Но сам Кабуга никого не трогал. Он давал деньги. А главное – руководил телерадиопропагандой в духе "воскресных вечеров" и "распятых мальчиков". Совсем по Дмитрию Быкову: "Он журналист, пропагандист, и баста! Но объяснил международный суд, что он довольно сильно ошибался и эти аргументы не спасут".
Геноцид в Руанде – жуткая страница XX века. Преддверие "Африканской мировой" рубежа 1990–2000-х. По виду это была хрестоматийная межэтническая резня. Без социально-идеологических мотивов, характерных для столкновений Холодной войны. "Раньше людей убивали миллионами во имя грандиозных идей, а теперь просто так", – писал на этот счёт российский левый публицист Борис Кагарлицкий. Но если взглянуть глубже, не так уж всё просто.
В Руанде жили тогда около 8 млн человек (сейчас примерно 15 млн). Порядка 85% составляла, как и теперь, народность хуту. Немногим более 10% – народность тутси. Те и другие относятся к банту – основному негритянскому населению Африки южнее Сахары. Языки, обычаи, культурные основы сходны почти до неразличимости. Правда, тутси выше ростом (они вообще считаются самыми рослыми людьми на Земле) и кожа у них несколько светлее.
Традиционно хуту были оседлыми земледельцами, тутси – кочевниками-скотоводами. Кочевой образ жизни способствовал лучшему владению оружием. В этом и заключалось основное различие. "Хотя их называют “этническими группами”, хуту и тутси различаются по роду занятий, а не по этническим признакам", – констатировала международная аналитическая организация Human Security Center.
Вожди тутси, владельцы стад, пастбищ, банановых деревьев и оружия, подчинили крестьян-хуту. На этой основе они учредили монархическую государственность, простоявшую восемь веков. Власть тутси держалась на силовом превосходстве, традиционном праве и своеобразном социальном контракте. Хуту возделывали королевские угодья и служили рядовыми в королевской армии. Тутси отвечали за успех войн и делились добычей.
Танец тутси
Когда в конце XIX века нынешние Руанда и Бурунди стали немецкой колонией, кайзеровские чиновники сохранили "туземную" иерархию. Их примеру последовали и бельгийцы, перехватившие колониальное владение в Первой мировой войне. Тутси довольно быстро осваивали европейские ценности – от машин и огнестрела до финансовых схем и идеологических доктрин. Патриархальные порядки стремительно разворашивались. Запускалась гонка к прогрессу.
Такое положение не способствовало взаимному дружелюбию руандийцев. Хуту стали воспринимать тутси не просто как начальников, с чем свыклись за тысячу лет. Теперь это стали ещё и друзья белых. "Иностранные агенты". Проводники западной бездуховности. Разжигатели цветной революции.
В 1962 году Руанда провозгласила независимость. Власть впервые перешла к численно преобладающим хуту. Этому помогли и уходившие бельгийцы, под конец сменившие ориентацию. Президент Грегуар Кайибанда установил однопартийный режим. Его идеология называлась словом, примерный перевод которого звучит как "Хуту-власть". Ультранационалистическая, на грани расизма, доктрина предполагала откровенную дискриминацию тутси и сведение вековых счётов.
Несколько раз ситуация доходила до массовых расправ. Западные партнёры Кайибанды отводили глаза. Ибо руандийское правительство лояльно сотрудничало с американцами и европейцами, "Хуту-власть" выдерживалась в республиканской фразеологии и безукоризненном антикоммунизме.
После десятилетнего правления Кайибанда был свергнут военным переворотом. Главой государства стал министр обороны и госбезопасности Жювеналь Хабиаримана. Он основал другую правящую партию, но сохранил и однопартийность, и "Хуту-власть". Утвердилась диктатура Аказу – этот термин на руандийском языке означает "малый двор". Проще говоря – всевластный коррумпированный клан. Вроде "Семьи" или "Кооператива “Озеро”".
Эта группа была немногочисленна: президент Жювеналь Хабиаримана, его жена Агата Хабиаримана, её брат Протаис Зигираньяразо, её кузены Элие Сагатва и Серафин Руабукумба, управляющий министерством обороны Теонест Багосора. И – Фелисьен Кабуга. Крупнейший агробизнесмен, выступавший в роли доверенного кошелька четы Хабиаримана.
Хозяева страны - чета Хабьяримана
Параноическая ненависть к тутси являлась государственной идеологией Аказу, традиционной ценностью режима. Ненавидеть Америку или Европу было бы слишком накладно. А без врага, без осаждённой крепости не получается ни высокой духовности, ни особого пути, ни отдельной цивилизации. В общем, ни одной балалайки, под которую пилится бюджет.
В этом смысле наличие тутси было большой удачей двора. Но тутси не привыкли к положению преследуемых жертв. Они жёстко отбивались. Свыше 300 тысяч человек ушли в соседние страны, прежде всего Бурунди и Уганду. Там были созданы хорошо организованные вооружённые формирования. В 1987 году харизматичные офицеры угандийской армии Фред Рвигьема и Поль Кагаме – руандийские беженцы-тутси – консолидировали эти отряды в Руандийский патриотический фронт (РПФ). В него вступили не только тутси, но и хуту, недовольные коррупционным правлением. Своей целью РПФ объявил достижение гражданского равноправия.
Через три года в Руанде началась гражданская война. Рвигьема погиб, но РПФ одержал военную победу под командованием Кагаме. Только переброска французских войск в руандийскую столицу Кигали предотвратила последний штурм и падение режима Аказу. В августе 1993-го было заключено соглашение о прекращении огня. Но тут и заговорило в полный гром иное оружие. Как выяснилось, не менее страшное.
Хабиаримана и его двор развернули чудовищно мощную пропаганду. Они обвиняли РПФ в планах навязать монархию тутси, установить феодальный строй, истребить и поработить хуту. Вскоре акцент сменился: началась зверская расистская травля. Журналист Хасан Нгезе, редактор пропрезидентского журнала ("нет Хабиариманы – нет Руанды" и т.п.) изобрёл "Десять заповедей хуту". По идее, их было всего три: тутси – нечеловек, всё для хуту, связь с тутси – предательство. Не будем повторять, какие термины и сравнения использовались для характеристики тутси. Прошло немного времени, и призывы убивать зазвучали вполне открыто.
Орнамент на парадной форме "Интерахамве"
Это была целенаправленная госпрограмма, своеобразный "нацпроект" – приведение общества в адское, звериное состояние. Главным стратегом выступал Фелисьен Кабуга, переквалифицировавшийся с агробизнеса на агитпроп. Оружием массового поражения стал в его руках телерадиохолдинг с поэтичным названием "Свободное радио и телевидение тысячи холмов" (RTLMC). Эталонное "медиа ненависти" утопило страну в трупной отраве.
Хасан Нгезе, Фердинанд Нахимана, Жан-Боско Бараягвиза, Валери Бемерики, Жорж Руджу, Кантано Хабимана, Ноэль Хитимана… Эти имена журналистов, медиаменджеров, радиокомментаторов, обозревателей стали символами массовых убийств. Не все они были хуту по национальности. Руджу, например, и вовсе белый бельгиец. Но все соловьиными трелями заходились в истериках злобного холуйства перед властью и дебильной ненависти к оппозиции. Все звали и учили убивать. И за всеми стоял хозяин Кабуга.
"Бьющие вместе" с портретами "вождя"
Популярные ведущие объясняли, как надо пользоваться мачете. Кабуга оплачивал закупки этих мачете и организовывал раздачу. Под его эгидой мобилизовались "ополченцы" группировок Интерахамве ("Нападающие вместе") и Импузамугамби ("Имеющие общую цель"). В первой рулили военные, она была лучше организована. Второй командовали общественники и журналисты во главе с Нгезе и Бараягвизой. Эти были менее профессиональны и дисциплинированы. Зато гораздо идейнее и убили значительно больше.
Кабуга не просто стянул в единый кулак агитпроп, деньги и насилие. Надо всем этим довлела идеология. Бредовый шовинизм типа "уникальных генетических кодов". Культ государства и начальства, "защита суверенитета от нацпредателей". И конечно, обида на весь мир, олицетворяемый врагом-тутси.
6 апреля 1994 года на подлёте к Кигали был сбит самолёт президента Руанды. Погибли Жювеналь Хабиаримана и его бурундийский коллега Сиприен Нтарьямира. Залп был произведён из так и не обнаруженного ПЗРК. Кто совершил это, неизвестно по сей день. Противоположные версии – повстанцы тутси и радикалы хуту – считаются в равной мере правдоподобными.
Власть перешла к силовику "малого двора" полковнику Багосоре. Массовые убийства начались в тот же день и продолжались до 18 июля. За эти три с половиной месяца погибли 800 тысяч. Ещё четверть миллиона женщин подверглись изнасилованиям (радио Кабуги называло женщин тутси "сексуально притягательной пятой колонной"). Главным инструментом убийства был мачете – из товарных партий, специально закупленных Кабугой для "ополчений хуту". Регулярные войска чаще пользовались автоматическими винтовками.
Убивали в основном людей тутси. Но не только. Погибли десятки тысяч людей хуту. Естественно, далеко не все представители этой народности позволили превратить себя в зверьё. Многие хуту ненавидели агитпроп "тысячи холмов" и правящий Аказу. Многие из них спасали тутси. Нередки были смешанные браки. Таким хуту убийцы мстили с особой жестокостью.
Уже 7 апреля Поль Кагаме объявил стране и миру: если убийства не прекратятся, РПФ возобновляет наступление. Геноцид могла остановить только война.
Первым делом бомбанули RTLMC – агитпроповцы своё получили. В вооружённых столкновениях тутси и присоединившиеся к ним оппозиционные хуту обычно одерживали верх над правительственными войсками (не говоря об "ополченских" бандах). РПФ неуклонно пополнялся отбившимися от геноцида и добровольцами-беженцами. Через месяц с небольшим повстанцы окружили столицу. Ещё через два месяца режим Аказу пал.
Новым президентом стал Пастёр Бизимунгу – один из хуту, поддержавших РПФ. Шесть лет спустя его сменил Поль Кагаме. Остающийся главой Руанды до нынешнего времени.
Организаторам и участникам геноцида пришлось пожалеть о содеянном. Под арестом оказались 120 тысяч. Багосора и его министры, "ополченские" главари, телерадиоподонки "тысячи холмов" получили суровые приговоры. К примеру, Багосора, Нгезе, Бараягвиза осуждены на 35 лет, Бемерики – пожизненно. Руджу долго скрывался, принял ислам, сменил имя и фамилию, но всё равно попал на 12-летний срок.
Теонест Багасора в зале суда
И лишь Фелисьен Кабуга словно исчез с концами. Искали его по-настоящему. Силами руандийских, французских, бельгийских и американских служб, с привлечением Интерпола. В 2003 году по его вине случилась ещё одна смерть: молодой кенийский бизнесмен Уильям Мваура Мунухе был найден с простреленной головой. Выяснилось, что он помогал ФБР выследить разыскиваемого Кабугу. "АфроШтрейхер" умел блюсти собственную безопасность.
16 мая 2020 года конец нашёлся. Французские жандармы из Центрального управления по борьбе с преступлениями против человечества арестовали Кабугу в Аньер-сюр-Сене. "Арест Фелисьена Кабуги напоминает, что лица, виновные в геноциде, могут быть привлечены к ответственности даже через 26 лет после совершённого преступления", – заявил тогда прокурор Серж Браммерц. "Кабуга – это Эйхман 1994 года. Он обеспечил логистику геноцида. Он закупал мачете. Он финансировал радио, которое сыграло главную роль в убийствах. Его арест настолько хорошая новость, что многие в Руанде не могут сразу поверить", – сказал секретарь ассоциации жертв геноцида тутси Фелисите Льямукура. Всё так. Не только Штрейхер – и Эйхман тоже.
Кабуга был передан в МОМУТ – Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов. Разбирающийся с "остатками" руандийских и югославских киллерских команд. С тех пор пребывает в Гааге ("Для саммита экс-президентов готовят голландский СИЗО"). Обвинение включает семь пунктов по подстрекательству и соучастию в геноциде.
Банда "Интерахамве" (кадр из к/ф "Отель "Руанда"")
В позапрошлом году Кабуга отметил 90-летие. Под эту знаменательную дату защита и подняла ожидаемый вопрос: деменция, Альцгеймер, кранты, короче, со старого дебила что взять. "Представляется целесообразным отложить слушания, пока не будет решён вопрос о способности господина Кабуги предстать перед судом", – резюмировал тогда судья МОМУТ лорд Иэн Бономи. Через два месяца, 7 июня 2023-го, Кабуга был признан "неспособным к значимому участию в процессе". Заключения врачей и отчёты персонала убедили судей: "тяжёлая форма слабоумия".
С тех пор ищется "альтернативная процедура, максимально приближенная к судебной, но без вынесения приговора". Откровенно говоря, ждут, когда вопрос закроется сам собой.
Четверть века он носился по миру, прячась даже от самого себя. Из Руанды – в Швейцарию, из Швейцарии – в Конго, из Конго – в Кению, из Кении – во Францию. И всё равно оказался за решёткой. Он топил в крови свою страну, утонул в крови сам – и всё равно победили его враги. Что тут сказать? Эффективный менеджер.
Судьба Фелисьена Кабуги с его подчинёнными должна бы вразумить звёзд идеологического агитпропа и информационной войны. Наглядно доказано: пропаганда уродства преступна и карается наравне с самим уродством. Съехать на "свободе слова", пожать плечами, сдать на вахте ключи и уехать на дачу не получится. Нюрнбергский опыт обвинительного приговора Штрейхеру больше не уникален.
Так ведь не поверят. Эти руандийские тоже не верили. Ладно, подождут – убедятся.