Когда я готовилась к лекции про Уолта Диснея и читала книги о нем, то у меня часто возникало впечатление, что речь идет о двух совершенно разных людях.

Мечтательный любитель природы и животных, создатель поэтических образов, человек, превративший анимацию из дешевого и грубого развлечения в высокое искусство, заботливый отец для своих служащих, которые всегда называли его Уолтом, человек, "дышавший анимацией".

Злой, закомплексованный, мстительный интриган, присвоивший чужие достижения, не слишком умевший рисовать, но зато по ночам, словно вампир, бродившй по студии и придирчиво рассматривавший рисунки своих сотрудников, поклонник фашизма, установивший на студии отношения, явно воспроизводящие принципы Муссолини, антисемит, агент ФБР, сломавший жизни тем людям, которые пытались ему противостоять.

Это что — об одном и том же человеке?

Не все из приведенных выше определений полностью соответствуют действительности, в частности, споры о том, был ли Дисней антисемитом, и являлся ли он агентом ФБР, продолжаются и до сегодняшнего дня, но самой сути дела это не меняет.

В Диснее удивительным образом соединялись совершенно противоположные вещи, он в какой-то мере был и поросенком, и волком, и Белоснежкой, и злой ведьмой. Не он нарисовал Микки-Мауса, и он, конечно, всегда делал так, чтобы все достижения связывались с его именем, с его подписью, до сих пор появляющейся на творениях корпорации, выросшей из его студии. Но он смог сделать так, чтобы студия работала, смог обеспечить работавшим на него талантам возможность создать и поросят, и волка, и Бемби, и Белоснежку.

Можно ли считать его просто хорошим менеджером? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Дисней держал под контролем все — в том числе и творческие вопросы, и отпечаток его личности лежал на всем творческом процессе.

Каким он был человеком? Похоже, что… ммм… мягко говоря, не слишком приятным. Но это, безусловно, можно сказать о многих из тех, чьими произведениями мы восхищаемся.

Занимался он искусством или просто зарабатыванием денег? Случайно ли из его студии выросла огромная корпорация, не говоря уж о такой машине по зарабатыванию денег в обществе потребления, как Диснейленд?

Заботился ли он о своих служащих — как сам искренне считал — или же просто добивался полного контроля?

У меня нет однозначных ответов, и от этого вопросы становятся только интереснее. А еще я знаю, что судьбу Диснея нельзя воспринимать просто как часть истории анимации. Через нее можно представить себе и мир после Первой мировой войны, и эпоху Великой депрессии, и организованную преступность, и историю профсоюзов, и холодную войну, и многое другое.

В общем, речь пойдет не только о том, как создавалась "Белоснежка", (хотя и об этом тоже), но и о том, как "Три поросенка" спасали людей в эпоху Депрессии, и о том, как сама эпоха отражалась в сказках.

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены