Готовилась к лекции о 90-х годах и читала книгу Эрика Хобсбаума "Бандиты".

Книга эта была написана задолго до того, как обычным явлением российской жизни стали мужики в малиновых пиджаках.

Но с удивлением понимаешь, что многие выводы, сделанные на основании изучения главарей колумбийских банд или балканских бандитов XVIII века, очень хорошо "ложатся" на российскую ситуацию — и не только в 90-е годы. Наверное, переход от советской жизни к "рыночной" в России во многом сопоставим с тем надломом, который происходит при разрушении традиционных сельских обществ — а именно здесь Хобсбаум видит истоки массового бандитизма.

Там, где резко меняется жизнь, ослабевают власть и закон, где тысячи людей оказываются выброшены из привычного существования — там резко возрастает роль энергичных молодых людей, умеющих обращаться с оружием. Они пытаются сами определять свою судьбу, но многие становятся, пользуясь определением Хобсбаума "социальными бандитами", играющими большую роль в окружающем их обществе.

Хобсбаум заметил ту черту, которая проявляется в разных странах и в разных ситуациях — бандиты, вышедшие из своих деревенских общин (или маленьких городков, или рабочих окраин), остаются тесно с ними связаны. Многие из них начинают восприниматься как единственные носители справедливости в несправедливом обществе. Жестокой, кровавой, но справедливости.

Можно вспомнить дона Корлеоне, к которому шли за помощью те, которым некуда было больше обратиться. Им всем было понятно, что Крестный отец вершит страшные дела. А что делать? "Не мы такие — жизнь такая", — как говорит герой фильма "Бумер".

Хобсбаум очень ярко показывает обе стороны социального бандитизма. Такие люди убивают, насилуют, грабят — и их жестокость всем известна. В то же время, они часто кому-то помогают — своим родным и близким, местной церкви, благотворительному фонду.

Хобсбаум проанализировал множество народных легенд, песен, рассказов о бандитах. Где-то бандиты оказываются благородными разбойниками — Робин Гудами, а где-то — кровавыми мстителями. Но все равно они вызывают восторг и преклонение, пусть связанное со страхом.

И это не особенность России или "лихих 90-х". Китайские разбойники, балканские гайдуки, украинский Олекса Довбуш, Стенька Разин, американские гангстеры — на них смотрели как на защитников.

Миф о бандитах сильно расходится с реальностью, но тем он интереснее — потому что речь идет не о нескольких десятках людей, нарушающих закон, а о том, как их воспринимают тысячи.

"Если мы удалим весь местный колорит и социальную структуру бандитизма, то остается стойкая эмоция и неизменная роль героев. Остается свобода, героизм и неизменная мечта о справедливости", — пишет Хобсбаум.

Выйдет из Шервудского леса Робин Гуд и накажет злобного шерифа. Мы понимаем, что очередной Робин много кого убил, ограбил банк, пытал своих врагов — но ведь он нас защищает.

Только все эти мечты направлены в пустоту. Далеко не каждый бандит — Робин Гуд, и не каждый пират — капитан Джек Воробей. Шаламов мог бы многое об этом рассказать. Но даже те бандиты, которые выполняют свою "социальную" функцию, не остаются с теми, кого вроде бы защищают.

Как пишет Хобсбаум, они с одной стороны принадлежат к миру угнетенных, а с другой — к миру богатства.

Они защищают "своих", но потом неминуемо начинают все больше перемещаться в мир силы и власти — идут на службу к более сильным — "полевым командирам", полководцам, государям, легализуют свое положение — и становятся командующими армиями или депутатами Госдумы. И приносят туда свои бандитские нравы и привычки, а вовсе не заботу о слабых.

В общем, надежда на то, что дон Корлеоне поможет тебе из чувства врожденной справедливости не сработает. Надо об этом помнить и не романтизировать братву, какие бы песни о ней ни пелись.

 

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены