Очень интересное наблюдение от уважаемого Владимира Пастухова. Оказывается, средний обыватель любит сообщения о чужих смертях.
Вот только дело в том, что "мир новостей среднестатистического русского обывателя" и "мир новостей, которые программы подсовывают среднестатистическому русскому обывателю" - это разные миры. Жаль, что это видят не все. Бывает, что спрос рождает предложение, а бывает и просто навязываемое предложение.
Вот не далее чем сегодня в одном блоге попалось фото: сидит тетка на рынке, V- и Z-футболки продает. И что, это спрос рождает предложение? Покупателей-то на фото что-то не видно...
И, конечно, предложение имеется. "Газета "Хорошие новости" разорилась за неделю!", "Если собака покусала человека, то это не новость, а вот если человек - собаку..." Все это не в России придумано - и совсем не в эпоху интернета. Это – раз.
А вот второе еще любопытнее:
"Они получают физическое удовлетворение от того, что это происходит не с ними, а с кем-то другим. Особенно это приятно, когда оно происходит с кем-то, кто в социальной иерархии стоит выше, чем они. Так они виртуально себя уравнивают с великими и даже становятся выше их. Комбедовские инстинкты, казалось бы, за сто лет подсохшие и сгинувшие, вдруг снова выпорхнули на поверхность" (с).
Я убежден, что среднестатистический русский обыватель абсолютно ничем не хуже среднестатистического немецкого, английского, американского и какого угодно еще обывателя. Все люди сделаны из мяса и костей, все нуждаются примерно в одном и том же. И они таки равны (если кому-то захочется за это утверждение обвинить меня в большевизме, то о-кей, но ему придется тогда вписать в большевики много кого, например, средневекового священника Джона Болла - помните, "когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда господином"?)
Социальные иерархии – зло. Желание "воспитывать" взрослых людей - большое зло. А чем тот средний обыватель хуже любого из нас - и с чего бы это кому-то присваивать себе право воспитывать, журить за что-то общество? Лечение общества может быть только одно: добиться достойных зарплат за труд, поспособствовать появлению в будущем государства для людей, а не государства ради власти.
А вот "воспитанию" общества я бы дал сейчас имя - "павлОвщина". Не Павловский был в этом деле первым, боюсь, не он последний, но он хорошо умел формулировать такие идеи.
Ну, и наконец – а почему так много сообщений о смертях известных людей? (Сообщения, конечно, будут кликабельными - это же зачастую люди, с которыми телезритель видится гораздо чаще, чем со своими друзьями или родственниками). А потому, что их много умирает! Потому что их средний возраст – увы, далеко не юношеский. А юных в число известных стараются пускать дозированно – если пускают вообще. Можно вспомнить то, что я услышал еще давным-давно там, где такого, по идее, вообще быть не должно – на рок-радиостанции. Внезапно совершенно новая группа взломала чарт, вырвалась вперед, потеснив известных десятилетиями. И вот тут появляются музыкальные критики… а вот дальше была буквально сцена "курятник реагирует на лису". И группа-то так себе, и песни у них так себе, вон ошибки в рифме, и публика плохая, этого не видит, вообще вкус у нее дурной.
Это, еще раз, рок-радиостанция. Молодежная, вроде бы. Что у прочих творится?
В стране (да и во многих частях мира) произошла ползучая геронтократическая революция - а революции бывают не только прогрессивными, иранцы не дадут соврать.
Самый простой пример: сравним зажжение Олимпийского огня в Москве-1980 (заслуженный действующий спортсмен Белов, которому было тогда 36 лет) и в Сочи-2014 (дедушка с бабушкой, чемпионы 70-х - 80-х).
И вот по поводу власти геронтократов с неизбежной отсталостью во всех планах стоит печалиться, а не о том, что российский обыватель – якобы какой-то плохой. (Мне, конечно, могут возразить, что обыватель и плохой, и имперством зараженный, и к пропаганде прислушивающийся - но все это на уровне "социологи показали, что..." Но никакие "опросы" с "процентами поддержки", здесь ничего не показывают и не доказывают, а вот личные наблюдения говорят совсем о другом).
! Орфография и стилистика автора сохранены