Библиотека киноискусства им. Эйзенштейна (с сайта http://gdebesplatno.ru/)
  • 12-01-2023 (11:43)

Авангардист как новатор-анархист: к 125-летию Сергея Эйзенштейна

update: 12-01-2023 (11:43)

Место проведения: Москва, Еврейский центр и музей толерантности
Дата и время: 22.01.2023

В Москве в центре толерантности 22 января в 14:00 состоится лекция "Авангардист как новатор-анархист: к 125-летию Сергея Эйзенштейна".

Название этой лекции, вводной к программе "Авангарды. Вечное изобретение кино", восходит к изданной в 1929 году книге Юрия Николаевича Тынянова "Архаисты и новаторы". Замечательный писатель показал в ней, в частности, что так называемая "борьба архаистов и новаторов" в русской литературе XVIII — начала XIX веков не столь проста, как кажется, и что "младоархаисты" (Тютчев, Кюхельбеккер, иногда и сам Пушкин), возрождая кое-что из прошлого, готовили будущее развитие словесности. Книга должна была называться "Архаисты-новаторы", но издатели, испугавшись парадокса, вместо связующего дефиса вставили разделительное "и".  Парадокс новаторства в искусстве, побеждающего при опоре на "архаику", ярко проявился в творчестве Сергея Михайловича Эйзенштейна, чье 125-летие отмечается 22 января 2023 года. Начав свой творческий путь как один из самых радикальных авангардистов театра и кино, он еще при жизни стал одним из всемирно признанных классиков не только кино, но и вообще искусства ХХ века.

Довольно рано было отмечено, что самые дерзкие новации в постановках Эйзенштейна не просто бросали вызов общепринятым "нормам".

Режиссер возвращал в современность некоторые старые, даже древние принципы искусства, обращаясь к опыту античности и Средневековья, не только Европы, но и Китая, Японии, доколумбовой Мексики. Он смело монтировал "архаические" традиции с новейшими тенденциями, сопрягая "высокие" жанры и стили с "низкими": цирком, итальянской комедией масок, русским раешником… На лекции мы попробуем показать это на двух примерах: на первом самостоятельном спектакле Эйзенштейна — "монтаже аттракционов" по комедии Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты" (кстати, в мае этого года исполнится ровно 100 лет со времени его премьеры) и на его кинодебюте "Стачка" (1924).

Лектор — Наум Ихильевич Клейман, киновед, историк кино, автор многочисленных статей по теории и истории киноискусства, один из крупнейших специалистов по творчеству Сергея Эйзенштейна.

Регистрация.

Еврейский центр и музей толерантности

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела