Дата и время: 10.11.2022
Разговор о произведениях Франсиса Пуленка и Рихарда Штрауса из цикла Богдана Королька "Музыка трудных времен". В музыкальных произведениях, о которых пойдет речь в этом цикле, не поется и не произносится ни слова, часть из них — балеты.
Все они созданы в моменты исторического напряжения и общественной растерянности и стали для авторов и первых слушателей средством выживания, подчас в буквальном смысле.
Зная контекст сочинения, можно представить, каким образом эту музыку воспринимали в момент премьеры — и попытаться услышать в ней что-то, ценное сегодня. 1942: в оккупированном Париже Франсис Пуленк заканчивает балет "Примерные животные", написанный в стиле произведений XVIII века, и пишет один из номеров на тему антинацистской песни. 1945: на следующий день после бомбежки Венской оперы Рихард Штраус начинает работу над "Метаморфозами", симфоническим "этюдом для 23 струнных". Цитату из траурного марша Бетховена, которая возникает в финале пьесы, в партитуре сопровождает ремарка In memoriam!
Одна из оперных рецензий нынешней весны завершается так: "В реальности, где любое значимое высказывание — нож, направленный рукояткой от говорящего, место речи занимает музыка". Она позволяет не убежать от повседневности, но приподняться над ней и восстановить трезвый ход вещей — хотя бы на то время, пока исполняется.